Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

нояб 26 (Суббота)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Да’ват и Да’и.

     Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  в своей последней проповеди сказал:«Все те, кто слушают меня, должны передать мои слова другим, а те в свою очередь другим, и возможно те последние поймут мои слова лучше, чем те, кто слушает меня непосредственно здесь».

     Отсюда ясно, что ответственность за передачу послания Всевышнего Аллаhа  другим поколениям лежит на каждом из числа последователей Пророка Мухаммада? мир ему и благословение.

     Лучшим из числа призывающих к Всевышнему, несомненно, был наш Пророк, мир ему и благословение, поэтому нам необходимо тщательно изучить его методы и подходы в призыве, так как от этого зависит весь успех проповедника.

 

Жизнь Пророка мир ему и благословение в Мекке

     Послание, с которым  Пророк, мир ему и благословение, пришел к мекканцам, полностью противоречило практике идолопоклонства, которое было распространено в их обществе.

     Так как Кааба располагалась в Мекке, мекканцы очень гордились этим, для них было честью быть служителями священной Каабы.

     Так как религия, с которой пришел Мухаммад, мир ему и благословение, противоречила убеждениям и практике жителей Мекки, он начал свой призыв тайно.  В Начале его призыв был обращен к тем людям, которые окружали его, близким, родственникам и друзьям, и этот период конфиденциального призыва продолжался 3 года. В этот период  даже самые важные символы ислама выполнялись втайне. И только по прошествии 3-х лет, Пророк, мир ему и благословение, начал провозглашать свой призыв открыто.

 

     За исключением лишь малого количества, большинство мекканцев выступило против его призыва. Те, кто в начале принял ислам, в основном были из числа слабых и незащищенных слоев населения, над которыми периодически или на постоянной основе издевались богатые меканцы, и  злоупотребляли ими.  Мусульмане были настолько замучены действиями идолопоклонников,  что они были вынуждены переселиться в Эфиопию. После этого против мусульман были заключены договора запрещающие торговлю и взаимоотношения с ними, и они были полностью поставлены  и в экономической  и социальной блокаде со стороны противников новой веры.  Это был период огромных трудностей и испытаний для мусульман.

     В добавок к этому, умерли  дядя Пророка, мир ему и благословение, Абу Талиб и первая жена Пророка Хадижа,  да будет доволен ею Аллаh.  Этот период времени назвали годом горя для Пророка, мир ему и благословение, и для всей  мусульманской уммы. После смерти Абу Талиба мекканцы решили устроить заговор против Пророка, мир ему и благословение. Они хотели  либо убить, либо заключить его в тюрьму.

     В надежде, что жители Таифа примут его призыв, он, мир ему и благословение, даже отправился туда, но встретил лишь отказ и унижение от его жителей. В это время Всевышний Аллаh открыл для Пророка, мир ему и благословение, ворота Медины для того, чтобы она стала основой исламского государства.

 

Как, проблемы с которыми столкнулся Пророк, мир ему и благословение, сформулировали его методы призыва

     Во-первых: Пророк, мир ему и благословение, начал свой призыв со своих родственников.  Для Пророка, мир ему и благословение, стало большим испытанием призвать своих близких родственников к исламу, которые жили в полном противоречии  с посланием, с которым пришел он, да благословит его Аллаh и приветствует.  Но Пророк, мир ему и благословение, никогда не терял надежду и неоднократно призывал своих родственников принять истину. Следовательно, нам всем важно в первую очередь начинать менять положение с тех, кто близок и дорог нам.

 

     Во-вторых:  для Пророка, мир ему и благословение, и для его сподвижников стало большим испытанием проявить терпение, когда мекканцы подвергали пыткам принявших ислам мусульман, но которые из-за своей сильной веры проявили стойкость и отвагу. Отсюда можно делать вывод о том, что всякий раз, когда мы сталкиваемся с трудностями в призыве к истине, мы должны уповать на Всевышнего и проявлять стойкость и терпение. Наш призыв должен влиять на массы людей таким образом, что это сделает их  духовно сильными и стойкими.

 

     В-третьих:  для Пророка, мир ему и благословение, было также сложно, когда он встретил отказ от жителей Таифа, на которых он надеялся, но, тем не менее, он продолжил свой призыв  во время хаджа, когда люди из различных племен приходили в Мекку  для совершения обрядов хаджа.

И его усилия не оказались напрасными, Всевышний Аллаh вознаградил его тем, что многие из числа жителей Ясриба приняли его призыв. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что призыв необходимо продолжать, не смотря ни на что, даже если нет надежды на то, что кто-нибудь примет его, так как только лишь  Аллаh способен менять и наставлять сердца людей.

 

     В-четвертых: для Пророка, мир ему и благословение, было еще одним испытанием подготовить первое войско мусульман, для сражения при Бадре, так как мусульман было очень мало, а количество язычников превышало их число. Однако, из-за сильной веры и любви к Всевышнему Аллаhу и его Посланнику, мусульмане были готовы на все. И Всевышний Аллаhh даровал им победу.

Отсюда следует знать, что какими бы не достижимыми не были цели призыва с  точки зрения призывающего, если призыв будет от всего сердца, искренне ради Всевышнего, то  Аллаh дарует успех на этом пути.

 

Характеристики которыми должен обладать Да’и (человек призывающий к исламу):

  1. Знание: прежде чем передавать знания другим, необходимо самому приобретать их. Приглашая других людей в ислам, он не должен чувствовать себя слабым из-за недостатка в знаниях.

Всевышний Аллаh в Коране сказал:

قُلْ هَٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ

Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению». [ Юсуф: 108]

     Также Пророк мир ему и благословение сказал:”Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”» [Бухари и Муслим].

 

  1. Терпение: для человека, избравшего для себя призыв в качестве пути жизни, необходимо обладать таким важным качеством как терпение и проявление стойкости перед трудностями.

     Аллах в священном Коране говорит:

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا ۖ وَكَانُوا بِآيَاتِنَا يُوقِنُونَ

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения». [Ас-сажда: 24].

 

  1. Ответственность: каждый мусульманин ответственен за донесение слова истины до людей. Следовательно, Да’и несет еще большую ответственность за передачу знаний об исламе и их доведение до масс людей.

     Всевышний Аллаh говорит:

 فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ وَعَلَيْنَا الْحِسَابُ 

«Поистине на тебя возложена только передача откровения, а Нам надлежит предъявлять счет». [Ар-Раад: 40].

 

  1. Мудрость: Да’и должен быть способным принимать вещи в позитивном ключе, когда бы, это не было необходимо. Он должен быть в состоянии понять ситуацию и приспосабливаться к ней, используя подлинные источники, Так как Аллаh в священном Коране говорит:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом». [Ан-нахль: 125].

 

  1. Вежливость: проявлять мягкость во время призыва является одним из самых важных качеств призывающего к истине. Вежливость во время обращения, притягивает слушателя, и он будет спокойно слушать призыв, в то время как грубость и хмурое лицо будет отталкивать  человека от призыва. Следовательно, Да’и должен следить за тем, чтобы его речи были мягкими, а на лице всегда присутствовала улыбка.

     Всевышний Аллаh в Коране говорит:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ ۖ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». [Алю Имран: 159].

 

  1. Мораль: Да’и должен иметь высокие моральные стандарты, также как и Пророк, мир ему и благословение, был человеком имевшим высокую мораль. Это важно для того, чтобы люди последовали призыву.

Всевышний Аллаh в священном Коране говорит:

وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ

«Воистину, твой нрав превосходен». [Аль-Калам: 68].

 

     В настоящее время ислам судят исходя из поведения мусульман, и не всегда читая и изучая Коран и Сунну. Следовательно, на том кто призывает лежит большая ответственность, чтобы очистить неправильные представления  об исламе, такие как: что ислам позволяет убивать невинных людей во время джихада, что мусульмане экстремисты, ислам распространился только благодаря мечу и т. д.

     Помимо этого, необходимо уделять большое внимание разъяснению положения хиджаба в исламе, и его роль в сохранении целомудрия женщины, о том что, женщины носящие мусульманскую одежду, не представляют опасность для общества. Все эти вопросы являются актуальными для современного Да’ия, так как затрагивают умы и сердца большинства людей несведущих об исламе.