Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 28 (Четверг)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Следование 4 м мазхабам 

Вопрос:

Иногда мы становимся свидетелями того как часть людей из числа ахлю сунна валь джамаа (суннитов) считают следование мазхабам, то есть, четырем правовым школам в исламе, новшеством. При этом они ссылаются на то, что во времена Пророка мир ему и благословение, а затем и после его смерти, в эпоху праведных халифов, не было мазхабов.

Каково решение шариата относительно следования этим школам? Бывает так, что некоторые люди фанатично придерживаются взглядов одного определенного мазхаба, отвергая  неопровержимые доводы другого мазхаба, если в этом вопросе другой мазхаб противоречит тому которому он придерживается.

 

Не будет ли правильным с точки зрения ислама отменить следование этим школам, и объединить мусульман под названием ахлю сунна валь джамаа (сунниты), единственной спасшейся общины?

Ответ:

Вся хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, и затем:

Четыре правовых школ ислама это результат ижтихада (старания ученого найти  истину)  и мнений ученых как Абу Ханифа, Малик, Шафии, и Ахмад. Все эти ученые были из числа выдающихся умов ахлю сунна валь джамаа.

Эти мазхабы являются ни чем иным как продолжение мнений и методов обучения на котором были сподвижники Пророка мир ему и благословение.

Между сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, тоже были ученые и мужтахиды (люди достигшие степени в котором они могут выносить самостоятельные решения основываясь на текстах Корана и хадисов). И среди этих сподвижников  иногда бывали разногласия касающиеся вопросов ижтихада, так же как они есть между имамами четырех мазхабов. Вышеупомянутые имамы мазхабов не требовали чтобы за ними следовали абсолютно во всех вопросах. Они были сторонниками свободы выбора и изучения сильного мнения. Они призывали людей следовать истине если она будет заключена в словах  других. Поэтому им принадлежат известные слова: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб ».

«И если вы увидите, что мои слова противоречат в чем то, словам Пророка мир ему и благословение то, отбросьте мои слова о стену».

Здесь требуется внести пояснение слов имамов, к кому обращены эти слова. Иначе получается, что любой человек, не обладая даже базовым представлением об основах Шариата, может открыть любой сборник хадиса и практиковать каждый достоверный хадис. При этом, не обращая внимания на то, отменён он или нет; носит он общий или частный характер; существуют ли другие хадисы по этой теме и т. д. Сказал имам Ан-Навави (631-676 х./1233-1277 н.е.) о словах Имама Ащ-Шафи’и: ‘Если хадис достоверен, то это мой мазхаб’ ‘Сказанное Ащ-Шафи‘и не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, может сказать: Это мазхаб Аш- Шафии, − и следовать за явным смыслом хадиса. Эти слова относятся лишь к тому, кто достиг степени иджтихада в мазхабе, согласно тому, что было выше упомянуто из его качеств, или же приблизившийся к такой степени. Условием этого является веское предположение, что Аш-Щафии, да будет доволен им Аллах, не знал этого хадиса, или же не знал достоверность хадиса, а этого можно достичь после изучения всех книг Аш-Шафи‘и и книг его сподвижников, получивших знание у него и аналогичных трудов. Это очень труднодостижимое условие, которому редко, кто соответствует, и (ученые) поставили это условие, потому что Аш-Щафи‘и, не действовал в соответствии с явным смыслом многих хадисов, которые он знал и видел, однако у него был аргумент, указывающий на проблему этих хадисов или на то, что хадисы отменены, или выделены (другим доводом), или имеют переносный смысл и т. п.’ [Мухйиддин Ан-Навави: Аль-Маджму: 1/105].

В Эпоху когда жили эти имамы правоведы, жили и другие ученые мужтахиды не уступавшие своими знаниями им: как Лайс, Авзаи’, Суфьян и другие, однако, Всевышний Аллах захотел чтобы распространение получили мнения этих четырех имамов. Они остались и распространились благодаря их многочисленным ученикам.

Изучающий исламские науки студент не может обходиться без обращения к мнениям этих ученых мужтахидов. Более того правильным методом познания исламского права, будет изучение мнений ученых других мазхабов, на основе отсутствия фанатизма и убеждения о том что необходимо строго придерживаться всех норм и правил этого мазхаба. Поистине никто не может заставить кого то из людей следовать мнению имама во всем что он говорит, кроме словам Пророка мир ему и благословение.

Из вышесказанного становиться ясным о том, что призыв к отмене мазхабов, является ошибочным и не выдерживающим критики.

А Аллах знает лучше.

Источник: http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=7763