Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 29 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

О пагубности и мерзости сплетен

      Очень часто мы, даже не задумываясь о последствиях, начинаем обсуждать чьи-либо поступки или же его личностные качества, при этом, мы часто забываем о том, что согласно нашей религии  такое поведение с нашей стороны будет попадать под категорию «Гъибат» другими словами сплетни. Чем же нам страшен гъибат? Казалось бы, обсуждение кого-то дело ведь простое, не требующее особого внимания, обсудил ну и обсудил и беспокоиться за это не нужно.

      Однако, это только на первый взгляд безобидное дело, на самом деле сплетни имеют непредсказуемые последствия, которые очень часто не ограничиваются затрагиванием лишь одного или двух людей.

      В первую очередь давайте разберемся с тем, что же такое гъибат в его шариатском значении:

      Согласно терминологии  исламских наук слово «гъибат» означает: говорить об отсутствующем человеке то, что ему не понравилось бы, даже если это и правда.

      В шариате гъибат считается большим грехом даже тогда, когда то, что говорят о человеке является правдой, к примеру, обсуждение его внешности или же походки. А в том случае если речь идет о лжи, то грех будет двойным.

 

      Теперь обратимся к священному Корану и посмотрим, что же говорит Всевышний Аллаh о гъибате?

وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ  وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ

«..И не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный». [аль-Худжурат: 12].

      Если мы внимательно посмотрим на смысл этого аята то мы увидим, что Аллаh сравнивает гъибат с таким мерзким и низким поступком как поедание мертвечины умершего человека. А ведь если мы на минутку подумаем какого это есть мертвечину? Разве не становится нам очевидно, что Аллаh не зря сравнивает гъибат с таким низким и подлым делом.  После того как Аллаh сравнивает сплетни с поеданием мертвечины, Всевышний повелевает нам быть богобоязненными. Оставляя сплетни, мы становимся на шаг ближе к богобоязненности.

 

      Каждый раз, когда мы, зная или не зная, попадаем в ситуацию когда нам приходится кого-то обсуждать за его спиной, нам будет очень кстати вспомнить о том, что мы в это время занимаемся отвратительным и мерзким делом, поеданием мяса своего брата, или сестры.

      Никому, думаю, не понравится, чтобы его обсуждали за его спиной, к тому же когда его упоминают с плохой стороны мы ведь затрагиваем честь и достоинство мусульманина, которых ислам защитил так же, как и  его жизнь.

      Поставив нас самих на место обсуждаемых мы получаем еще один дополнительный повод воздержаться  от гъибата, так как нам самим это не понравилось бы.

 

      Посланник Аллаhа, мир ему и благословение, во многих хадисах предостерегает нас быть из числа сплетников:

      В хадисе переданном Хузайфой, да будет доволен им Аллаh, Посланник Аллаhа,  да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Сплетник  не войдет в рай». [Бухари и Муслим].

      В другом хадисе, приведенном Абу Са'дом и Джабиром бин 'Абдуллаh  да будет доволен ими Аллах говорится от том, что Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, сказал: «Сплетни хуже, чем прелюбодеяние». Сахабы спросили: «О Посланник Аллаhа! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаhа , да благословит его Аллаh и  приветствует  сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллаh простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». [Байхаки].

 

      Поэтому, дорогие братья и сестры, Гъибат очень страшный грех Кого то мы можем найти и попросить у него прощения, но ведь кто-то может умереть  до того как мы успеем у него просить прощения, или же мы сами  умрем до того, как успеем просить прощения у тех кого мы обидели словом или делом?  

      Гъибат это грех, который навлекает беду не только на совершающего его человека, но, нередко, он становится причиной смут и конфликтов, которые уносят не мало жизней. Если мы не научимся  контролировать свой язык, то это может навлечь на нас беду, как на этом свете так и в потустороннем мире.

 

      Помимо этого, когда мусульманин занимается сплетнями, клеветой и лжет, не стыдясь Аллаhа, это накладывает негативный отпечаток на имидже мусульманина, что может служить причинойисламофобии в обществе.

      Очевидно, что такое явление как гъибат в мусульманском обществе имеет лишь негативные последствия, и нам вместе необходимо работать на искоренение этого пагубного явления в нашем обществе. Какую же лепту может внести каждый человек в это дело?  Практически любой из нас может сделать наставление  тому  брату, который пришел к нам  со сплетнями.

      Любой из нас может отвернуться от того, кто занимается гъибатом, сказать ему: «Брат, пока ты будешь сплетничать и злословить, я не могу быть твоим другом, я не хочу стать соучастником этого большого греха».

      Наставление и просвещение играют, пожалуй, самую важную роль в искоренении любых пороков в обществе. Поэтому в этом ключе нам и нужно всегда усердствовать.