Взгляд исламского воспитания на становление человеческой личности
Вся хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду r его семейству и сподвижникам.
Исламская методика воспитания отличается от остальных старых и современных методик тем, что она включает в себя все стороны жизни человека, как мирские, так и религиозные. Она отличается еще и тем, что уделяет полноценное внимание всем сторонам человеческой души, дифференцирует и контрастирует (то есть обогащает) существующие в этом вопросе интеллектуальные аргументы.
Большинство видов воспитания, которых человечество знала за многие века, не смогло достичь требуемой интеграции или желаемого баланса между различными сторонами, силами и энергией, с которыми всевышний Аллах создал и подкрепил человека.
Как правило, одна сторона человеческой личности такого вида воспитания страдало за счет другого, другими словами проявляла интерес к одной из сторон человеческой энергии, при этом пренебрежительно относясь к другой. Может быть, лучший пример этого проявляется в том что древнегреческое воспитание, к примеру, уделяло большое значение умственному развитию личности пренебрегая тем самым другими сторонами, в тоже самое время мы можем констатировать что в древнем Риме уделяли большое внимание физическому развитию человека опять таки пренебрегая другими сторонами. А если мы рассмотрим христианское воспитание, то становиться ясным что она уделяла больше внимания духовному развитию, оставляя в тени остальные стороны человеческого становления и развития.
Если же мы возьмемся рассматривать исламское воспитание то обнаружим что оно совсем отличается от остальных известных обществу методов воспитания, тем что оно включает в себя всю человеческую жизнь, и тем что ее воспитательная программа заботиться о всех сторонах человеческой души, представленная тремя основными составляющими: душа, разум и тело; ислам не относиться с пренебрежением или излишней заботой к одному из этих сторон за счет другого.
Здесь необходимо указать на то, что забота исламского воспитания не ограничивается лишь наличием этих трех сторон; вместе с наличием этих составляющих ислам стремится к осуществлению необходимого баланса между ними без чрезмерности или небрежности. Для души свой удел, у тела свое право, и у разума своя доля.
И не только на этом ограничивается забота исламского воспитания, связь и взаимопроникновение между этими тремя сторонами делает неотделимыми их друг от друга.
Поэтому можно говорить о том, что стороны человеческой личности с точки зрения исламского воспитания ограничиваются тремя основными составляющими: Душа, тело, и разум. Что касается других сторон личности, на которое указывают множество авторов в этой области как нравственное, эмоциональное, или когнитивные (познавательная) стороны и т.д. то все они вытекают из этих основных трех пунктов, которых мы перечисляли.
В совокупности все эти три составляющие человеческой личности способны принести требуемый результат а именно, построить полноценную и взаимодополняющую личность мусульманина по воле Аллаха.
Пусть Аллах поможет всем следовать по тому пути в котором есть благо и польза, наставление и истина и вся Хвалла Аллаху.