Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 28 (Четверг)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

5.Поясной поклон (Руку’).

Согласно шариату это форма при которой молящийся, будучи стоящим склоняет свою спину так чтобы его ладони достигли до его колен. Это его необходимый минимум, а совершенной формой поясного поклона является приклонится таким образом  чтобы его спина выровнялось горизонтально.

Доводом на это являются слова Всемогущего Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا

 «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц..»

(Сура аль-Хадж, аят 77)

А также слова посланника Аллаха, мир ему и благословение, тому кого он обучал намазу:

«Затем соверши поясной поклон, пока ты не обретешь покой в этом состоянии..»

(аль-Бухари,724; Муслим, 397)

А также доводом необходимости  поясного поклона в намазе являются сами действия Пророка, мир ему и благословение, дошедших до нас в не считанных количествах достоверных хадисов.

Условия действительности поясного поклона:

Для действительности поясного поклона  молящемуся необходимо придерживаться следующих правил:

 

  1. Приклониться требуемым образом, то есть так чтобы его ладони достигли колен.

Абу Хамид ас-Са’идий, да будет доволен им Аллах, описывая намаз Посланника Аллаха, мир ему и благословение сказал:

«Когда он (Посланник Аллаха, мир ему и благословение)  совершил поясной поклон, его ладони достигли его колен»

(аль-Бухарий,794)

2. Чтобы молящийся не имел другого намерения при наклоне кроме совершения поясного поклона Аллаху. К примеру, если он наклонился испугавшись чего-либо а затем решил остаться в таком положении посчитав его вместо поясного поклона, то такой руку’ не будет действителен. В вышеупомянутом обстоятельстве молящийся вновь возвращается в исходное положение а затем совершает поясной поклон вновь но уже с намерением поясного поклона.

3. Выдержать определенную паузу. То есть, чтобы он оставался в состоянии земного поклона на время эквивалентное чтению одного тасбиха, и это минимальное время.

Доводом на это являются слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение, которых мы ранее упоминали: «..пока ты не обретешь покой в этом состоянии».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Наихудшие из воров те, которые воруют из своего намаза», тогда его спросили: «О посланник Аллаха, как же воруют из намаза?», тогда он сказал: «Не совершив полноценно его поясные и земные поклоны».

(Ахмад, ат-Табарани, и др. по достоверной цепочке)

Также от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, передается:

«Он (Посланник Аллаха, мир ему и благословение, увидел человека не полноценно совершающего поясной и земной поклоны, на что он сказал: «Ты не совершил молитву и если ты умрешь то умрешь не на правильной религии с которым пришел Мухаммад, мир ему и благословение». То есть ты не совершил молитву требуемым образом, и если тебя настигнет смерть в таком положении, то ты не будешь на пути с которым пришел Мухаммад, мир ему и благословение. ) Смысл вышеупомянутого хадиса не состоит в том, что он стал не мусульманином).

(аль-Бухарий, 758)

Что же касается полноценной формы совершения поясного поклона, то она заключается в выпрямлении спины вместе с шеей таким образом чтобы спина была ровной и не прогибалась ни в одном месте, чтобы он выпрямил свои ноги и взял обоими, своими ладонями колени раздвинув пальцы рук между собой. Таким образом, он стоит и произносит слова: 

سبحان ربي العظيم

«Субхана Раббияль ‘азим» три раза.

Также есть еще один хадис, переданный от Хузайфы, да будет доволен им Аллах:

«Я совершил намаз вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение, однажды ночью….и в нем говорится: «Затем он совершил поясной поклон и начал говорить: «Субхана Раббияль ‘азим», а после он совершил земной поклон и сказал: «Субхана Раббияль а’ля».

(Муслим, 772).

От Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, предается что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Когда кто-нибудь из вас совершит поясной поклон и скажет в своем руку’: «Субхана Раббияль ‘азим», три раза, его поясной поклон будет полноценным, и это самое малая форма полноценности». То есть такая форма будет считаться самой малой формой полноценного совершения поясного и земного поклона.

(ат-Тирмизи,261; Абу Давуд, 886).

6.выпрямление с поясного поклона:

Это стояние, в намазе отделяющее поясной поклон от земного поклона. Доводом на это является то что было передано от Айши, да будет доволен ею Аллах, о том что она, описывая намаз Пророка, мир ему и благословение сказала: «..и когда он поднимал свою голову с поясного поклона, он не совершал земной поклон пока не выпрямиться полностью».

(Муслим, 498)

Также Пророк, мир ему и благословение, сказал тому человеку, который неправильно совершал свой намаз и хотел научить его: «..Затем поднимись пока ты полностью не выпрямишься и не встанешь ровно»

(аль-Бухарий, 724; Муслим,397)

Условия вставания с поясного поклона далее: И’тидаль:

1. При выпрямлении для и’тидаля не иметь другого намерения кроме поклонения.

2. Выдержать паузу во время и’тидаля равное времени произнесения одного тасбиха.

3. Чтобы он не выдержал слишком длинную паузу по времени, за которое можно прочесть суру аль-Фатиха, потому что это короткое рукну намаза и удлинять его нельзя.

7. Совершение два раза земного поклона (Сажда) в каждом ракаате.

Шариатское определение сажде: это соприкосновение лба молящегося с местом совершения земного поклона.

Доводом на обязательность двух земных поклонов являются слова Аллаха:

ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا

«..Кланяйтесь, падайте ниц…»

(сура аль-Хаджж, аят 77)

Доводом на это также является вышеприведенный нами хадис о человеке который неправильно совершил намаз и которого Пророк, мир ему и благословение, научил совершать его правильно.

«…Затем соверши земной поклон, пока твое тело не обретет покой в таком состоянии, затем поднимись из земного поклона пока твое тело не обретет покой в сидячем положении, а затем вновь соверши земной поклон, пока твое тело не обретет покой в этом положении..»

Условия действительности земного поклона:

 Для того чтобы земной поклон был действителен необходимо учитывать следующие условия:

1. Чтобы лоб оставался открытым во время ее прикосновения к месту сажды.

2. Чтобы земной поклон совершался посредством семи органов, эти семь органов были перечислены Пророком мир ему и благословение:

«Мне было велено совершать земной поклон посредством семи органов: Лбом- и затем он указал рукой на нос,( то есть лоб и нос идут вместе)  ладони рук, колени, и конечности ног» (носочки).

(аль-Бухари, 779; Муслим, 490),

Однако, необходимо уточнить, что из этих органов обязательно открывать лишь лоб.

3. В состоянии сажды нижняя область тела должна быть выше верхней, по мере возможности, то есть, в состоянии земного поклона область бедра должна оказаться выше, чем его голова. Причиной этому является следование Посланнику Аллаха, мир ему и благословение.

4. Не совершать сажда на какой либо материи или ткани которая двигается вместе с движениями молящегося.

5. Не иметь иного намерения при земном поклоне кроме как саму цель, то есть, не опускать голову на землю например, от страха или боязни чего-либо.

6. Выдержать в таком положении временную паузу равную по крайней мере, произнесению одного тасбиха.

Полноценной формой сажды является: чтобы молящийся произнес слова такбира при опускании на земной поклон, опустив сначала свои колени, затем руки, затем лоб и нос. Руки необходимо поставить напротив плеч при этом пальцы должны быть прижаты друг к другу и направлены в сторону киблы. Живот необходимо приподнять от бедер, также как локти рук не должны соприкасаться с землей и боками молящегося. И пребывая в таком положении молящийся трижды говорит:

«Субхана раббияль а’ля»  

В Хадисе об описании намаза Пророка, мир ему и благословение, передаваемом от Абу Хурайры говорится: «Затем произносит Аллаху Акбар, когда опускается на земной поклон».

(аль-Бухари, 770; Муслим, 292).

В другой версии приводимой от Барраъа говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:  «Когда ты совершаешь сажду, поставь свои ладони (на землю) и приподними локти».

(Муслим, 494)

От Абдуллах Малик ибн Бухайны, да будет доволен им Аллах, передается что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, Когда он совершал намаз отделял свои руки (от туловища) пока не становились видны белые области его подмышек.

(аль-Бухарий, 383; Муслим: 495)

А в версии от ат-Тирмизи и Абу Давуда от Абу Хамида, да будет доволен им Аллах, говорится: «Он (Пророк, мир ему и благословение), отдалял свои руки от боков и клал  свои руки напротив своих плеч».

(Абу Давуд, 734; ат-Тирмизи, 270).

Также Абу Давуд описывая намаз, Посланника Аллаха, мир ему и благословение, от Абу Хамида, да будет доволен ими Аллах, передает: «Когда он совершал земной поклон, то отдалял свои бедра от живота, не прислоняя свой живот на бедра»

(Абу Давуд, 735)

Также в другом хадисе говорится: «Когда  же он совершит земной поклон и скажет: Субхана Раббияль а’ля, три раза он довел свое сужда до полноценности, и это самое малое из (н)его (формы)». Тое есть такая форма будет самой малой формой совершенного сажда.

(Абу Давуд, 886; ат-Тирмизи, 261)

Сажда женщины отличается в некоторых вышеперечисленных моментах от сажды мужчины, она совершает земной поклон прижав свои части тела друг к другу.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, проходил мимо двух молящихся женщин и сказал:

«Когда вы совершаете земной поклон, то прижмите часть вашего тела к земле, поистине в этом женщина отличается от мужчины».

(аль-Байхаки, 2/223).

Продолжение на следующем уроке..