Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 17 (Среда)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Обязательные составляющие (арканы) намаза

Что такое рукн?

Рукн - это неотъемлемая, то есть, составная часть чего-то, как стены для дома. Следовательно, составными частями намаза являются его арканы, как поясной поклон, земной поклон и др. Намаз не считается полноценным, пока в ней не будут соблюдены все ее составные части, которые по форме и порядку дошли до нас от Посланника Аллаха ﷺ.  Количество арканов намаза составляет 13 рукнов. Мы подробно рассмотрим каждый из них:

  1. 1. Намерение:

Намерение совершается сердцем. Доводом на это являются слова Посланника Аллаха ﷺ: «Поистине дела оцениваются по намерениям». (аль-Бухари, 1; Муслим:1907)

Для того, чтобы намерение для намаза было действительным, его необходимо связать с вступительным такбиром.  Таким образом, чтобы во время произнесения вступительного такбира, все его внимание было обращено на намерение совершить намаз, не забывая какой намаз он намеревается совершить (уточнить фарз или сунна, а также утренний или вечерний и т.п.). Произносить намерение языком не является обязательным, то есть достаточно сердечного намерения.

 

  1. 2. Совершение фарз-намаза стоя, по мере сил и возможности:

Доказательством необходимости вышесказанного является то, что передается от Имран ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах: «Я болел геморроем, и я спросил Посланника Аллаха ﷺ о намазе и он сказал: «Соверши намаз стоя, если не можешь то сидя, если (и так ) не сможешь то (лежа) на боку». (аль-Бухари,1066)

Человек считается стоячим, когда он стоит во весь рост, выпрямив свой позвоночник. Если же имея возможность стоять ровно, он наклонится таким образом, что сможет своими руками дотронуться до колен, его намаз нарушается, потому что рукн стояния в намазе был нарушен . Если же молящийся может стоять в одной части своего намаза и при этом не может этого делать в другой части, то он должен совершить намаз, стоя там где это возможно и сидя там где у него не получается стоять.

Что касается сунна-намазов, то в них стояние не является обязательным. В сунна-намазах стояние является желательным, поэтому человек имеет право совершать сунна-намазы и сидя, если даже у он в силих стоять.

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто совершит намаз стоя, это является лучшим, тот кто совершит намаз сидя, то ему половина от награды того, кто совершит стоя, а тот же, кто совершит лежа на боку, получит половину награды того кто совершил сидя». (аль-Бухари,1065)

 

  1. 3. Вступительный такбир:

Пророк ﷺ сказал: «Ключом намаза является омовение, его вступлением - такбир (Аллаху Акбар), а его завершением - таслим (Ассаламу ‘алайкум ва рахматуллах)». (ат-Тирмизи,3; Абу Давуд, 61)

 

Описание того как необходимо произносить такбир:

Обязательно необходимо произнести фразу: «Аллаhу Акбар», нет вреда и в том, если человек добавит то, что не меняет смысла, например: «Аллаhу аль-Акбар», или «Аллаhу аль-Джалилю [1] Акбар». Если же человек добавит слово, которое не относится к сифатам (эпитетам) Всевышнего Аллаха, как: «Аллаhува аль-Акбар» или нарушит порядок слов, как: «Акбар Аллаh», его такбир не считается действительным.

Доводом этому является необходимость следовать во всем действиям самого Пророка ﷺ, а Пророк ﷺ всегда придерживался этой формы.

 

Условия действительности вступительного такбира:

Для того, чтобы вступительный такбир был действительным, необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Произнести вступительный такбир стоя. Если произнести его во время вставания на намаз, он не считается действительным.
  2. Произносить слова вступительного такбира повернувшись к кибле.
  3. Чтобы слова такбира были произнесены на арабском языке. Однако, если он не сможет произнести эти слова на арабском и у него нет возможности научиться этому своевременно, то есть до завершения времени отведенного для намаза, он может перевести эти слова и произносить их на любом другом языке. Но затем он обязательно должен выучить эти слова на арабском, как только сможет.
  4. Произнести так, чтобы он сам услышал слова такбира (это в том случае, когда у него нет проблем со слухом).
  5. Связать произнесение этих слов (слова вступительного такбира) с намерением, как об этом было упомянуто ранее.

 

  1.  4. Чтение суры аль-Фатиха

Это неотъемлемая часть намаза в каждом ракаате, какой бы вид намаза это не был, (сунна или фарз).

Доводом на это являются слова Посланника Аллаха ﷺ: «Нет намаза у того, кто не прочел Фатиха аль-Китаб», то есть суру аль-Фатиха. (аль-Бухари, 723; Муслим, 394)

Слова басмалы (Бисмилляhи Рахмани Рахим) являются частью суры аль-Фатиха, и фатиха прочитанная, без басмалы не засчитывается.

От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, по достоверной цепочке передается, что Посланник Аллаха ﷺ считал «Бисмилляhи Рахмани Рахим» аятом. (Ибн Хузайма).

 

  • Условия действительности суры аль-Фатиха

Для действительности суры аль-Фатиха необходимо соблюдать следующие условия:

  1. 1. Чтобы читающий, сам слышал свое чтение, если у него нет проблем со слухом.
  2. 2. Чтобы прочитал суру, соблюдая последовательность слов, а также соблюдая все грамматические правила, и правила произношения звуков.
  3. 3. Чтобы не читал его нараспев, таким образом, при котором меняется смысл слов. Если же прочесть нараспев, таким образом, который не влияет на полноценность смысла то, чтение суры аль-Фатиха при этом не нарушается.
  4. 4. Чтобы чтение было на арабском. Не разрешается читать ее перевод на другой язык, потому что, в таком случае, это не будет считаться Кораном.
  5. 5. Чтение суры аль-Фатиха в положении стоя. Если молящийся совершит поясной поклон, будучи продолжающим читать суру аль-Фатиха, его чтение нарушается и он обязан заново прочесть его.
  6. 6.Если же молящийся новообращеный и не успел выучить аль-Фатиха или по другой причине не может прочесть суру аль-Фатиха, то может вместо аль-Фатиха прочесть 7 других аятов Корана. Если же он не смог выучить из Корана ничего, то упомянет Всевышнего Аллаха столько времени, за сколько можно прочитать суру аль-Фатиха, и затем опустится на поясной поклон. 

Продолжение следует

 

 

[1] Аль-Джалиль - Величественный, одно из имен Всевышнего Аллаха.