Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 29 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

(Продолжение предыдущего урока)

  1. 3. Прикрытие аврата 

Это является третьим условием действительности намаза. Для того чтобы это условие стало понятным необходимо разобрать следующие аспекты:

а) Термин "Аврат". В шариатской терминологии авратом называют все, что необходимо прикрывать, а также все, на что посторонним запрещается смотреть.

 

б) Область аврата в намазе

Областью аврата в намазе у мужчины, является область между пупком и коленями. Исходя из этого обязательным условием намаза является полное закрытие этой части тела.

Областью аврата в намазе для женщины является все ее тело, кроме лица и кистей ее рук. Следовательно осталное тело полностью должно быть укрыто. 

Всевышний Аллах в Коране сказал:

خذوا زينتكم عند كل مسجد

«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети»  (Аль-А’раф, аят 31)

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, что под словом "украшения" в данном аяте имеется в виду одежда в намазе. (Мугни аль-Мухтаж, 1/184)

От Айши передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Намаз, пребывающей в состоянии месячных не принимается, кроме как облачившись в химар» (Ат-Тирмизи, 277)

В хадисе под словом "пребывающая в состоянии месячных" имеется в виду та, которая достигла возраста месячных, а химар это то, чем женщина покрывает свою голову. И, конечно, если для нее прикрывать голову обязательно, то прикрытие остального тела является наиболее важным.

 

в) Область аврата вне намаза

- Областью аврата мужчины в присутствии женщин, которые приходятся ему махрамами, а также в присутствии остальных мужчин, является область между пупком и коленями. Однако, в  присутствии чужих для него женщин, согласно авторитетному мнению, авратом мужчины является все его тело, кроме кистей рук и лица[2]

 

То есть, чужой женщине не дозволяется смотреть на неприкрытое тело мужчины, кроме его лица и кистей. Если же взгляд на эти участки тела (лицо. кисти) у женщины вызывает соблазн, то и на них является ей харамным смотреть.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وقل للمؤمنات يغضضن من أبصارهن ويحفظن فروجهن

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы». (ан-Нур, аят 31)

 

- Авратом женщины относительно других женщин мусульманок является область между пупком и коленями, а в присутствии женщин неверных, все тело кроме тех областей, которых можно открывать в связи с работой, как уборка дома и тп.

 

- Что касается аврата женщины в присутствии ее махрамов, то это область между пупком и коленями, то есть в присутствии махрамов ей дозволено показывать другие части тела, с условием, что это не вызовет соблазн и искушение, в противном случае показывать эти части тела тоже запрещено.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ

«..И не показывают своей красы[3] никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин». (ан-Нур, аят 31)

 

- Что касается посторонних мужчин, то все тело женщины в их присутствии является авратом, ей недозволено открывать какую-либо область тела перед ними, кроме как по уважительной причине, подобно тому, как мужчинам тоже не дозволено смотреть на них, если какая-нибудь область их тела приоткрылась.

Всевышний Аллах сказал:

قل للمؤمنات يغضوا من أبصارهم ويحفظوا فروجهم ذلك أزكى لهم

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них». (Сура ан-Нур, 30 аят)

 

Передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, совершал утренний намаз, на котором присутствовали также и женщины верующих, облачившись в свои одеяния, покрывавшие все их тело, а затем они возвращались домой, и никто их не узнавал (из-за их полного закрытия)». (аль-Бухари, 365)

 

Уважительные случаи, в которых разрешается раскрывать аврат и смотреть на нее

  1. В случае сватовства для женитьбы, в этом случае разрешается смотреть на лицо и кисти рук. Подробно об этом мы, по воле Аллаха, поговорим в разделе "Никах" (женитьба).
  2. Для установления личности при необходимости свидетельствования, в этом случае разрешается смотреть на ее лицо, если для этого нет иных способов.
  3. Для медицинского осмотра и лечения, разрешается раскрывать аврат по мере необходимости.

От Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, передается, что Умм Саляма, попросила разрешения у Пророка, мир ему и благословение, делать ей хиджаму, и тогда Пророк, мир ему и благословение, повелел Абу Тайбе делать ей хиджаму». (Муслим, 2206)

Но в этом случае условием является присутствие махрама или ее мужа, а также отсутствие специалиста женщины. Имея специалиста мусульманина или мусульманки нельзя пройти лечение или осмотр у других. 

 

  1. 4. Повернуться к кибле

Повернуться телом к кибле является четвертым условием действительности намаза.

Доводом указывающим на необходимость соблюдения этого условия является следующий аят священного Корана:

فول وجهك شطر المسجد الحرام وحيثما كنتم فولوا وجوهكم شطره

«И обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону». (Сура Аль-Бакара, аят 150)

Пророк ﷺ сказал тому, кого он обучал намазу: «Когда ты хочешь встать на намаз, то полноценным образом совершай омовение, а затем повернись к кибле и скажи, Аллаху Акбар». (аль-Бухари, 5897; Муслим, 397)

Под Заповедной мечетью в приведенном выше аяте а также под киблой в хадисе имеется в виду Кааба.

 

История вменения в обязанность поворачивания к кибле

От Бараа ибн ‘Азиба передается: «Пророк, мир ему и благословение, 16 или 17 месяцев молился в сторону Иерусалима, хотя он желал молиться повернувшись к Каабе, и Всевышний Аллах ниспослал аят. Смысл: Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен).

После чего он повернулся в сторону Каабы. Таким образом, история вменения в обязанность повернуться к Каабе начинается с начала переселения Пророка ﷺ в Медину.

 

Метод определения киблы:

Здесь ситуация меняется в зависимости от того где находится молящийся, рядом с Каабой и воочию может его видеть или он находится далеко от нее так, что он не может ее увидеть.

Что касается первого случая, то молящийся должен обязательно повернуться к самой Каабе без отклонения.

А что касается второго, то он должен повернуться к Каабе опираясь на вычисления, если он не может точно установить ее месторасположение.

 

 

 

 

[1] Доводом на это является то, что передала Умму Салама: «Я была у Пророка ﷺ также у него была Маймуна, затем пришел сын Умм Мактум, это было время, когда женщинам хиджаб стал обязателен, и Пророк ﷺ сказал: «Укройте себя от него», и мы сказали: «О, посланник Аллаха, разве он не слепой? Он ведь нас не видит и не знает?» Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы же не слепые, вы разве не видите его?» (Абу Давуд, 4112; Ат-Тирмизи, 2778 и он назвал хадис хорошим и достоверным)

[2] Здесь под словом "Краса", согласно тафсиру имеется в виду область выше пупка и ниже колен.