Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 29 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

 Что из себя представляет условие

Условие это то, без чего невозможен обряд или действие, но при этом не является составной частью самого обряда или действия.

Например, для того чтобы на поверхности земли росли растения условием является выпадение дождя, но при этом, сам дождь не является составной частью частью растений, таким образом дождь является условием для того чтобы росли растения.

Теперь перейдем к перечислению условий действительности намаза. Согласно мазхабу имама аш-Шафии, условиями действительности намаза являются четыре вещи:

 

  1.         1. Ритуальная чистота
  2. Она делиться на несколько видов, и для действительности намаза необходимо наличие всех этих видов чистоты:

 

а) Чистота тела от осквернения

У человека пребывающего в состоянии осквернения намаз не считается действительным, будь это по причине потери малого омовения или большого (джанаба), так как на этот счет есть достоверный хадис Пророка ﷺ: «Намаз без омовения не принимается». (Муслим, 224)

 

б) Внешняя чистота тела от наличия на ней наджасы (скверны)

Доводом на это является хадис Пророка ﷺ  о тех, двоих которых будут мучать в могиле: «Что касается первого из них, то он не предохранялся от мочи». (Бухари, 215; Муслим, 292)

Подобно моче также необходимо предохраняться и от всех остальных скверных вещей. Пророк ﷺ  сказал Фатиме бинт Абу Хубайш, да будет доволен ею Аллах: «Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение и (снова) молись». (Бухари, 226; Муслим, 333)

 

в) Чистота одежды от наджасы

 Недостаточно, чтобы только одно тело было чистым от наджасы, также необходимо, чтобы и одежда была чистой от всех видов наджасы. Доводом этому являются слова Всевышнего:

وثيابك فطهر

«И Одежды свои очищай!»        (Сура аль-Муддассир, аят 4)

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передает, что Хавля бинт Ясар пришла к Пророк ﷺ и сказала: «О, Посланник Аллаха, поистине у меня есть только одна одежда, будучи в которой у меня наступают критические дни, как же мне быть?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда ты очистишься, постирай эту одежду и совершай молитву в ней», тогда она сказала: «А если не смоется кровь?», Он ответил: «Тебе достаточно смыть кровь, а от ее следов нет вреда». (Абу Давуд, 365)

 

г) Чистота места совершения молитвы. Под местом совершения молитвы подразумевается та область, которую занимает молящийся человек. Тут подразумевается та область, к которой молящийся непосредственно прикасается: лоб ноги руки и т.п. К примеру, место которое находится напротив груди молящегося во время совершения поясного или земного поклона, но при этом если он не касается этого места не является препятствием для намаза.

 На то, что условием намаза является чистота места совершения молитвы указывает повеление Пророка ﷺ налить воду на то место в мечети, где справил свою малую нужду бедуин. (Аль-Бухари, 217).

 

  1. 2. Знание о наступлении времени намаза

Известно, что для каждого намаза существует отведенное для его совершения время, но случайное попадние намаза в рамки отведенного не является достаточным. Необходимо также, чтобы молящийся точно знал о наступлении времени намаза, прежде чем он вступит в намаз. Намаз того человека, который не зная о наступлении его времени совершил его будет недействительным, даже если потом выяснится, что этот намаз был соверщен в отведенное для него время.

 

Методы определения начала наступления времени намаза.

Для определения наступления времени намаза мы перечислим три следующих метода:

Точное знание: к примеру, наблюдение того, как солнце заходит за горизонт;

Иджтихад (вычисление): опираясь на какие - либо логические доводы, как тень от предмета, сравнение с работой и длительностью ее совершения и т.п.

Следование другому: если нет возможности узнать время по перечисленным выше методам, в связи с отсуствием знаний и способов вычисления времен намазов, то необходимо следовать тому, кто знает об этом, независимо от того знает он это опираясь на явные доказательства или путем иджтихада, используя логически обоснованные для этого доводы.

 

Решение относительно того кто совершил намаз в не времени его совершения.

Если после намаза выяснится, что он совершил намаз до времени его наступления, такой намаз будет считаться недействительным и он должен совершить его заново если время еще не вышло, а если время уже вышло, намаз необходимо возместить. 

(Продолжение в следующем уроке)