Торговые товары
Под торговыми товарами имеется в виду то имущество, которое выставлено на продажу с целью получения от этого прибыли. Когда речь идет о торговых товарах, закят не облагается на определенную категорию имущества. Все, что выставлено на продажу с целью выручки прибыли облагается закятом.
Доводом этому являются следующее:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ
(О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ) (Сура аль-Бакара, аят 267)
Мужахид сказал: «Этот аят был ниспослан о торговле».
Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «На верблюдах полагается их закят, на рогатом скоте полагается их закят, на овцах полагается их закят и на одежде для продажи полагается ее закят»
Передал Хаким по достоверной цепочке (1/388)
К этой одежде относится и другой товар, выставленный на продажу.
Также от Самуры ибн Жундуба передается: «Поистине Пророк, мир ему и благословение, повелевал нам выплачивать милостыню с того, что мы приготовили для продажи». Абу Давуд (1562) То есть, повелевал выплатить закят.
Условия, которые обязывает закят в торговых товарах:
- имущество должно быть приобретенным по какой-либо сделке, в которой присутствует обмен. К примеру, как торговля, аренда, махр и т. п. Если человек приобрел это имущество по наследству, или по завещанию, или получил в качестве подарка, то оно не является торговым товаром.
- необходимо, чтобы при приобретении этого товара у человека было намерение приобретения ради торговли.
Если человек при приобретении не имел намерение последующей торговли этим товаром, то оно не становится торговым товаром, если даже после приобретения у него появилось намерение на торговлю.
Также если человек приобретал имущество с целью дальнейшей торговли и выручки пользы, но потом поменял свое намерение и решил оставить этот товар для себя, то закят на такой товар не облагается.
Ископаемые и клад
Под ископаемыми и кладом имеется в виду золото и серебро, которые добываются из недр земли.
Если эти элементы добываются из земли вместе примесями, в неочищенном виде, то они входят в категорию ископаемых, а если это ценности, которые были зарыты в доисламское время, то это относится к кладу. Положение того, кто нашёл доисламский клад, зарытый в земле, разбирается в отдельной главе.
А если этот клад относится к исламскому периоду, то найденное входит в категорию пропажи. Для нее также есть свои особые положения.
Доводом этому является следующее:
«Посланник Аллаха, мир и благословение ему, взял закят с ископаемых Кабалия». Байхаки
Кабалия – это часть одного села, который находится между Меккой и Мединой. Имам Навави говорит: «Умма единогласна в том, что на ископаемые полагается закят».
Довод указывающий на закят с клада
От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха, мир и благословение ему, сказал: «С клада полагается ее пятая часть». Бухари (1428) Муслим (1710)
Примечание:
Когда мы в разделе закята говорим о кладе и ископаемых, то всегда имеется в виду золото и серебро, как мы пояснили это в предыдущих главах. Но, тем не менее, мы рассмотрели клад и ископаемые отдельно от закята с золота и серебра, так как у этой категории есть свои специфические особенности, о которых мы поговорим в следующих главах.