Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 29 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

     Торговые товары

     Под торговыми товарами имеется в виду то имущество, которое выставлено на продажу с целью получения от этого прибыли. Когда речь идет о торговых товарах,  закят не облагается на определенную категорию имущества. Все, что выставлено на продажу с целью выручки прибыли облагается закятом.

 

     Доводом этому являются следующее:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ

(О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ) (Сура аль-Бакара, аят 267)

     Мужахид сказал: «Этот аят был ниспослан о торговле».

 

     Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «На верблюдах полагается их закят, на рогатом скоте полагается их закят, на овцах полагается их закят и на одежде для продажи полагается ее закят»

Передал Хаким по достоверной цепочке (1/388)

 

     К этой одежде относится и другой товар, выставленный на продажу.

     Также от Самуры ибн Жундуба передается: «Поистине Пророк, мир ему и благословение, повелевал нам выплачивать милостыню с того, что мы приготовили для продажи». Абу Давуд (1562) То есть, повелевал выплатить закят.

 

     Условия, которые обязывает закят в торговых товарах:

     - имущество должно быть приобретенным по какой-либо сделке, в которой присутствует обмен. К примеру, как торговля, аренда, махр и т. п. Если человек приобрел это имущество по наследству, или по завещанию, или получил в качестве подарка, то оно не является торговым товаром.

     - необходимо, чтобы при приобретении этого товара у человека было намерение приобретения ради торговли.

     Если человек при приобретении не имел намерение последующей торговли этим товаром, то оно не становится торговым товаром, если даже после приобретения у него появилось намерение на торговлю.

     Также если человек приобретал имущество с целью дальнейшей торговли и выручки пользы, но потом поменял свое намерение и решил оставить этот товар для себя, то закят на такой товар не облагается.

 

Ископаемые и клад

     Под ископаемыми и кладом имеется в виду золото и серебро, которые добываются из недр земли.

     Если эти элементы добываются из земли вместе примесями, в неочищенном виде, то они входят в категорию ископаемых, а если это ценности, которые были зарыты в доисламское время, то это относится к кладу. Положение того, кто нашёл доисламский клад, зарытый в земле, разбирается в отдельной главе.

     А если этот клад относится к исламскому периоду, то найденное входит в категорию пропажи. Для нее также есть свои особые положения.

 

     Доводом этому является следующее:

     «Посланник Аллаха, мир и благословение ему, взял закят с ископаемых Кабалия». Байхаки

     Кабалия – это часть одного села, который находится между Меккой и Мединой. Имам Навави говорит: «Умма единогласна в том, что на ископаемые полагается закят».

 

     Довод указывающий на закят с клада

     От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха, мир и благословение ему, сказал: «С клада полагается ее пятая часть». Бухари (1428) Муслим (1710)

 

     Примечание:

Когда мы в разделе закята говорим о кладе и ископаемых, то всегда имеется в виду золото и серебро, как мы пояснили это в предыдущих главах.  Но, тем не менее, мы рассмотрели клад и ископаемые отдельно от закята с золота и серебра, так как у этой категории есть свои специфические особенности, о которых мы поговорим в следующих главах.