Для того чтобы соблюдать пост человеку необходимы следующие условия:
1. Ислам
Пост для неверующего человека не является обязательным.
То есть, в этом мире у него не требуют поститься, так как пост, без самой религии, не имеет смысла.
Но в ахирате неверующий будет наказан как за неверие, так и за невыполненные требования ислама, в том числе и за пост.
- 2. Таклиф
Под таклифом в исламе подразумевается: вера (т.е. ислам), совершеннолетие, умственная полноценность, получение исламского призыва. Если какое - либо из этих условий в человеке не соблюдено, то с него спадают все требования шариата.
Доводом этому является хадис Али (да будет доволен им Аллах), который он передает от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; и от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум». (Абу Давуд 4403, и другие)
- 3. Отсутствие каких-либо причин, по которым пост является невозможным или разговение является дозволенным
Причины которые препятствуют соблюдению поста:
а) менструальные или послеродовые выделения в дневное время суток;
б) потеря сознания или умалишенность в течении всего дня. Если сознание к человеку вернется в течение дня хотя бы на короткое время, то пост становиться обязательным, и он обязан воздержаться от пищи на остальную часть дня, потом и возместить его.
Причины из-за которых можно пропустить пост:
а) болезнь, которая при соблюдении поста может привести к серьезным осложнениям, или к сильным болевым ощущениям.
Если соблюдение поста может привести человека к смертельному исходу, то разговение в таком случае является обязательным.
б) далекий путь. То есть, путь, протяженность которого не меньше 83 трех километров. Условие для разговения в таком пути является, чтобы этот путь был дозволенным шариатом и путь должен продолжаться в течении всего дня.
Если человек в начале дня находился дома и соблюдал пост, но потом вышел в путь, ему не дозволяется разговляться.
Доводом этому является следующий аят:
( فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ)
(А тот, кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время)
в) немощность человека. Тот, кто не в состоянии соблюдать пост из-за старости или из-за болезни, от которого нет исцеления, тот не обязан его соблюдать и с него спадает ответственность.
Доводом этому является следующий аят:
(وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ)
(А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка)
(Сура Бакара, аят 184)
То есть, в этом аяте говорится о той категории людей, которые с трудом пытаются соблюдать пост, но не могут.
Ибн Аббас сказал: «В этом аяте имеются в виду старый человек и старая женщина, которые не могут соблюдать пост. Они вместо взамен каждого поста должны накормить бедняка». (Бухари 4235)