Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

آذار 28 (الخميس)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

     

      Сегодня очень часто приходится встретиться с вопросом о ценности месяца Шаабан. В частности ночь и день середины Шаабана. Некоторые люди утверждают об особенной ценности этой ночи и проводят ее в богослужении, другие же отрицают ее и порицают тех, кто совершает это. Хотелось бы в этой короткой статье дать научную оценку середине Шаабана и пояснить с точки зрения шариата ее место в исламе.

 

     По поводу ценности середины Шаабана пришло около десяти хадисов различной степени достоверности. Из них:

     - хадисы, которых передает Ибн Хиббан в своем достоверном сборнике и возводит их в степень достоверных. Из таких является хадис, который передается от Айши, да будет доволен ею Аллах: «Милость Аллаха ниспосылается в ночь на середину Шаабана на нижнее небо и Аллах прощает грехи рабам равное количеству волос на теле стада племени Калб». Этот хадис передает имам Ахмад (26018), Тирмизи (739), Ибн Мажах (1389).

     - Ибн Хаджар передает в книге «Маталиб» от Касир ибн Мурра от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине ваш Господь в ночь на середины месяца Шаабана (своей милостью) смотрит на свои творения и прощает им всем кроме многобожника и враждующего с другим». Этот Хадис передал Ибн Мажах. Имам Суюти подсчитал его слабым, также его слабым назвали и некоторые другие имамы.

     - хадис похожего содержания передается и от имама Байхаки и ученые хадиса этот хадис назвали «Хасан», то есть близкий к достоверному.

     - Также Ибн Ражаб приводит еще несколько слабых хадисов по этой теме в своей книге «Латаифуль Маариф».

 

     Исходя из этих хадисов и других доводов ученые разошлись во мнении ценности середины Шаъбана на две категории:

     Первая. Это подавляющее большинство ученых. Они считают, что возвеличивание середины Шаабана является дозволенным.

     Об этом передаются хадисы и за основу эти хадисы взяли известные табиины и те, кто последовали за ними. Ибн Раджаб передает: «Табины из числа жителей Шама как Халид ибн Мадан, Макхул, Лукман ибн Амир и другие возвеличивали и придавали особое внимание дню середины Шаабана, они усердствовались в поклонении. Люди последовали им в этом и взяли за основу ее ценность и возвеличивание этого дня». С таким всеобщем праздновании этого дня согласился и великий мухаддис Исхак ибн Рахуя и некоторые другие имамы, как об этом передает имам Ибн Ражаб Ханбали. («Латаифуль Маариф», стр. 263)

     Некоторые ученые высказываясь о ценности этого дня говорили о запрете всеобщего его празднования в мечетях с оживлением ночи. Они считают, что человеку следует самому усердствовать в эту ночь в поклонении не посещая коллективы. Ибн Раджаб говорит: "Когда табиины стали праздновать эти дни то от них переняли это люди и это распространилось в городах. Тогда ученые стали по разному относиться к этому, кто то принял это, а кто то стал отрицать. Из тех кто отрицал это были ученые Хиджаза, Ибн Мулайка и др. ученые-последователи Малика" («Латаифуль Маариф», стр. 263)

     Известный мухаддис имам Ибн Салях говорит по этому поводу: «Всеобщее празднование людьми этого дня является порицаемым нововведением» («Мусажала байна Из Ибн Абдиссалам ва Ин Салях», стр. 42). О нежелательности такого собирания в мечетях высказался и Ибн Нужайм: «Является нежелательным собираться в середину Шаабана для оживления ночи в мечети» (Аль-Бахру Раик 56\2)

     К числу ученых, которые говорили о дозволенности празднования середины Шабаана не собираясь в мечетях относится и великий имам Авзаи.

   - великий мухаддис ибн Салях об этом сказал: «То, что касается середины Шаабана, то она является ценной, также оживление ее в поклонении является ценным. Но только это проводиться вне коллектива».

     - о ценности этой ночи сказал и Хафиз ибн Хаджар Аскаляни и передал хадис в «Маталибуль алия», также он говорит об этом в "Талхисуль Хабир" 2/160

 

    Оживление ночи согласно известным мазхабам

   - В мазхабе имама Абу Ханифы оживление этой ночи или части ночи в поклонении является желательным, но собираться для этого в мечети считается либо запретным либо нежелательным.

   Об этом говорит Ибн Нужайм в книге «Аль-Бахру Раик»: "Желательным является оживление 10 ночей конца рамазана, 2 праздничных ночей, 10 ночей Зуль Хиджы, и ночи середины месяца Шаабан, как об этом передается в различных хадисах, но является нежелательным собираться по этому поводу в мечетях, и не совершаются какие-либо коллективные молитвы, кроме обязательных" (кон. цит. с сокращением "Альбахру Раик, 2/56),

   Такого же мнения придерживается Ибн Абидин в «Хашияту ибн Абидин» 2/25, Мунла Хусру в "Дураруль Ахкам" 1/117 и другие ученые мазхаба.

 

  - В мазхабе имама Шафии оживление ночи также является желательным.

    - это становится ясным и из мнения самого имама Шафии. В книге «Умм» имам Шафии причисляет ночь середины Шаабана к ночам, в которых принимается дуа. («Умм», 1/231),

    - имам Навави говорит: «Имам Шафии и его последователи выбрали мнение о предпочительности оживления этой ночи, несмотря на слабость хадиса, так как в подобных решениях слабый хадис принимается». («Мажму», 5/43). Также об этом имам навави говит и в "Равзату Талибин"

     - Из шафиитов об этом говорит ибн Салях, как мы упоминали об этом. Он говорит: «То, что касается середины Шаабана, то она является ценной, также оживление ее в поклонении является ценным. Но только это проводиться вне коллектива».

       О ценности этой ночи упоминается в "Мугниль Мухтаж" Хатиба Ширбини, он в частности упоминает о том что в эту ночь принимается дуа ("Мугниль Мухтаж" 1/591). Об этом говрит и имам Рамли в "Нихаятуль Мухтаж" 2/397.

    - Ибн Хаджар Хайтами сказал: «Ночь середины Шаабана является ценной, в ней прощаются грехи и принимаются дуа. Также имам Шафии сказал о том что дуа в эту ночь принимается…».

 

 - В Мазхабе имама Ахмада оживление этой ночи также является предпочтительным.

    Имам Бахути в "Кашшафуль Канна" говорит: "То что качается ночи середины Шаабана, то она является ценной, среди салафов были те кто проводил ее в молитвах, но собираться в мечети для того чтобы проводить ее в богослужениях является нововведением". «Кашшафуль Канна» (1/444)

    - Ибн Таймия высказался по этому поводу так: «То, что касается ночи середины Шаабана, про ее ценность говориться в хадисах и преданиях и среди салафов были те кто проводили ее в молитве". Также он говорит про молитву в джамаате: "Если человек совершает молитву сам или в определенном коллективе, то в это является благим, а то что касается собирания в мечетях с целью определенных коллективных молитв в тысячу ракаатов и т.п. является нововведением». (Аль-Фатава, 4/428)

    - Имам Бахути в другом также говорит: "В мазхабе Ахмада ибн Ханбаля эта ночь является ценной. Такое мнение передается от его учеников, и наиболее поздние ученые мазхаба подсчитали это достоверным. («Латаифуль Маармф», стр. 264), «Кашшафуль Канна» (1/444).

    - также по этому поводу передаются различные предания от сподвижников и табиинов, различной степени достоверности. (В частности от Ибн Умара в «Мусаннаф» имама Абдураззака).

 

    Вторая. Это некоторые ученые прошлого, об этом говорят и некоторые современники. Я не стал перечислять их имена и слова в этой статье, так как многие из них являются либо неизвестными для простых мусульман и начинающих студентов, либо они являются современниками.

    Основой их доводов является то, что эти хадисы не достигают степени достоверности и на основе этого вывод о том, что это является либо нежелательным либо запретным.

 

    Но тем не менее, это мнение признанных мазхабов и великих ученых уммы, эти ученые подсчитали эти хадисы достаточными для того, чтобы опираться на них, ибо согласно правилам не всегда хадис должен быть достоверным для того, чтобы следовать за ним. Об этом выше ясно сказал и имам Навави. Хотя мы назвали ученых которые отнесли некоторые из этих хадисов к достоверным и хорошим.

 

    Также ответом на такое утверждение являются слова крупного мухаддиса, толкователя «Сунану Тирмизи» шейха Мубаракфури. Он говорит: «Ты знай, поистине от Пророка пришли несколько хадисов, которые утверждают о ценности середины Шаабана. Если их всех собрать, то они составляют основу, на которую можно опираться. И эти хадисы если их взять вместе являются основой и доводом против того, кто утверждает о том, что середина Шаабана не представляет ценности. Аллах знает лучше». (Тухфатуль Ахвази 3/365).

 

Это коротко то, что касалось нашей темы. Право вывода представляется читателю. Пусть Аллах даст нам понимание истины и наделит нас силами для того, чтобы последовать ей.

Хвала Аллаху господу миров.