Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

آذار 28 (الخميس)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.

Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Когда Аллах сотворил небеса и землю, Он сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем (здесь имеется в виду святость) Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». [сура аль Бакара:30].

 

Так Аллах создал пророка Адама (мир ему) из глины, и научил его именам всех вещей. А затем показал их (вещи, творения) ангелам  и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду». Смысл данного аята,  заключается в том что, предыдущие слова ангелов подчеркивали их превосходство над наместником, которого Аллах собрался установить на земле, и поэтому Всевышний Аллах пожелал разъяснить им достойные качества Адама и убедить их в его превосходстве. Он научил Адама названиям всех творений и предметов, а также их значениям, включая уменьшительно-ласкательные и превосходные формы слов. Затем Аллах показал эти творения и предметы ангелам, чтобы подвергнуть их испытанию, сказал: «Назовите имена этих творений, если ваше предположение относительно вашего превосходства над Моим наместником правдиво». [сура аль Бакара:31].

После чего ангелы сказали: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый». [сура аль Бакара:32].

Ангелы признали совершенное знание и божественную мудрость Аллаха, а также свою неспособность самостоятельно познать даже мельчайшую вещь. Они признали, что Аллах оказал им величайшую милость и обучил их всему, что им известно и чего они не знали прежде.

Затем Всевышний попросил Адама  сделать тоже самое, назвать имена вещей, и он назвал их.

Он (Всевышний) сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что утаиваете?» [сура аль Бакара:33].

Аллах повелел своим ангелам совершить поклон перед Адамом (мир ему) и они послушались Аллаха, кроме Иблиса, который отказался совершать поклон Адаму (мир ему).  И тогда Аллах спросил его: «Что удержало тебя от того, чтобы преклониться ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше него (как создание). Ты создал меня из огня, а его создал из глины». [сура аль А’раф:12].

Услышав этот ответ Аллах изгнал Иблиса из рая.

 Он сказал: «выходи из него; не подобает тебе превозноситься (возгордиться) в нем! Выходи же (из Рая), поистине, ты (стал) (из числа) презренных!» [сура аль А’раф:13].

(Когда Иблис потерял надежду на милосердие Аллаха, он) сказал (Ему): «Предоставь мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены».  

[сура аль А’раф:14].

Тогда Всевышний Аллах предоставил ему отсрочку:

Он сказал: «Поистине, ты (о, Иблис) – среди получивших отсрочку». [сура аль А’раф:15].

Но Иблис пообещал, что в плоть до судного дня, он будет сбивать сынов Адама с истинного пути.

Он сказал: «За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, (и буду отклонять их от Истины, и разукрашу им ложь, буду стремиться, чтобы они желали этот мир и чтобы усомнились в Вечной жизни) и Ты (о, Аллах) не найдешь большинства их благодарными (Тебе) (за Твои благодеяния)».  [сура аль а’раф:16-17].

Тогда Всевышний Аллах ответил ему:

 «Выходи оттуда (из рая) презренным и отверженным!, Тех, кто последует из них за тобой... Я непременно заполню Геенну вами всеми!»  [сура аль а’раф:18].

Между тем Аллах создал жену Хаву, Пророку Адаму (мир ему). И он повелел им жить в райских садах, но Аллах предупредил их о том, чтобы они держались подальше от определенного дерева, которое принесет им вред, в случае если, они съедят из его плодов. Иблис начал делать наущения Пророку Адаму и Хаве. Он говорил  с ними таким образом, что он только и был обеспокоен их благополучием. Он сказал им, что если они поедят плоды запретного дерева, они станут бессмертными, как ангелы и вечно будут жить в раю. Иблис так убедительно говорил с ними, что они поверили ему.

Как только они вкусили плоды запретного дерева они, начали осознавать, что они наги. Они  начали искать листья из райских садов, чтобы укрыться.

 «И низвел он их обольщением. А после того, как они вкусили дерева, и стали видны им обоим их нагота (которая до этого не была видна). И стали они сшивать для себя райские листья (чтобы укрыть свою наготу). И воззвал к ним двоим Господь их: «Разве Я не запрещал вам двоим это дерево и (разве) не говорил (Я) вам, что сатана для вас двоих – явный враг?». [сура аль А’раф:22].

Урок, который нам необходимо извлекать из этой истории заключается в том, что гордыня в конечном итоге приводит к губительным последствиям для человека. Иблис, который покорно служил Аллаху многие тысячелетия, возгордился тем, что он был создан из огня, а Адам (мир ему) из глины. Ему показалось, что он лучше Адама созданного из глины. Нам всем необходимо помнить о том, что мы обретем спасение лишь по милости Аллаха, а не по нашим поступкам и деяниям. Деяния и поступки, служение Аллаху лишь показывают, что человек искренне верит в Аллаха, однако, мы не должны надеяться на рай лишь потому, что мы много поклоняемся Аллаху, Рай мы получим лишь по милости Аллаха.

Еще один урок, который нам необходимо извлечь из этого рассказа заключается в том что, человек всегда должен надеяться на милость и прощение Аллаха после того, как у него получились некоторые прегрешения. Верующий искренне должен сожалеть об этом и просить прощение у Аллаха, так же как это сделали Адам и Хава (Ева). В отличие от проклятого Иблиса, который не стал сожалеть об этом, а напротив еще больше воспротивился Аллаху, за что заслужил вечные и мучительные наказания в аду.

 

Пусть Аллах убережет нас от такого пагубного греха как гордыня! Амин!