Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

آذار 28 (الخميس)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

 

Необходимо выбрать подходящее время для визита. Длительность визита должна соответствовать твоему статусу и тому положению, которое ты занимаешь перед хозяином дома, также и тому состоянию, в котором в это время пребывает хозяин дома. Не засиживайся долго и не создавай затруднений для людей. Не ходи в гости в неподходящее для этого время. Также не стоит заходить к людям в то время, когда они обычно кушают, спят или отдыхают.

 

Имам Навави говорит в своей книге «аль-Азкар»: «Для мусульманина является очень желательным посещение хороших людей, братьев по вере, соседей, друзей, родственников, проявлять уважение к ним, и почитать их, укреплять с ними отношения и не разрывать их. Но длительность визита зависит от их положения, статуса и наличия у них свободного для этого времени. Желательно чтобы визит был таким, которому бы они обрадовались и в такое время, когда это подходит хозяевам. Существует много известных хадисов и преданий по этому поводу».

 

Не противься хозяину дома, если он указал тебе на определенное место твоего сидения, более того, ты должен садиться только на то место, на которое указал хозяин. Быть может так, что если ты сядешь как пожелаешь сам, это приведет к тому что ты будешь видеть в чужом доме то,  что хозяин не пожелал бы увидеть, или это может причинить неудобство домашним. Поэтому тебе следует слушаться указаний хозяина дома. Также необходимо принимать тот почет, который он оказывает тебе.

 

В хадисе, который повествует о принятии ислама великим сподвижником ’Ади ибн Хатимом, да будет доволен им Аллаh, говорится, что когда он прибыл к Посланнику Аллаhа ﷺ, тот оказал ему почет и уважение, посадил его на подушку, а сам Посланник Аллаhа ﷺ сел на пол.

 

Адий рассказывает: «…Потом Посланник Аллаhа ﷺ отправился со мной к нему домой. Войдя в дом, он взял на руки кожаную подушку наполненную волокном, подал ее мне и сказал: «Садись на нее».

 

- Нет, ты садись на нее – ответил я.

- Нет, ты – сказал он.

 

Когда ты спрашиваешь разрешения для входа в чужой дом, береги свой взгляд от попадания на его домочадцев или на что – либо запретное для тебя. Так как такое поведение является ошибкой и причиняет неудобство хозяину.

 

Абу Давуд и Табарани передают от Са’да ибн Убады: «Однажды к Посланнику Аллаhа ﷺ пришел человек. Он спросил разрешения для входа, стоя прямо напротив проема двери. Пророк ﷺ сказал ему: «Ты должен вот так (стоять)» - то есть, он r повелел ему немного отодвинуться от проема двери. Потом Пророк ﷺ сказал: «Поистине разрешение для входа (было предписано) ради взгляда»

 

Если ты посетил одного из братьев без договоренности на это или по тому договору, который был у вас давно, и он извинился, что не сможет принять тебя, то прими его извинение, так как он лучше знает положение своего дома, и связанные с этим дела. Может быть так, что у него возникла какая то определенная причина, или возникла какая то проблема, в связи с которой он в это время не может тебя принимать. В таком случае он имеет на это право.

 

Великий табиин Катада ибн Да’ама ас-Садусий, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Не стойте у двери тех, кто отказал вам в посещении. У тебя свои дела и у них свои заботы. Они имеют право на отказ».

Если, после стука в дверь к одному из своих братьев, тебя спросят: «Кто это?» -  называй свое правильное имя, по которому тебя узнают. Не говори «Один человек» или просто «Я», поистине такого рода ответы не позволяют спрашивающему, узнать личность того, кто стоит за дверью. Тебе не стоит полагаться на то, что твой голос известен хозяину дома, так как голоса иногда становятся неясными и люди могут их путать. Один тон голоса может быть похожим на другой. Не каждый, кто находится дома, в дверь которого ты постучался, узнает или распознает твой голос, иногда можно и ошибиться.

 

Пророк ﷺ порицал стучащемуся в дверь говорить «Я», так как это ничего не значит для хозяина.

Когда ты стучишься в дверь своего брата, друга или других своих знакомых, или кого-то к которому ты идешь, необходимо стучаться так, чтобы стало заметно, что кто-то стучится. И наоборот, не стоит стучаться в дверь слишком грубо и громко, как это делают грабители и разбойники, это является неэтичным и может спугнуть жильцов.

 

Однажды к имаму Ахмаду ибн Ханбалю, да смилуется над ним Аллах,  пришла женщина, которая желал разъяснить некоторые вопросы религии, и она громко постучалась в его дверь. Тогда имам к ней вышел со словами: «Это стук полицейских»

 

Сподвижники  стучались в дверь Посланника Аллаhа ﷺ своими ногтями, как об этом передает Бухари в «Адаб аль-Муфрад», тем самым, проявляя свое уважение к Посланнику Аллаhа ﷺ.

Когда кто-либо из членов твоей семьи отдыхает в своей комнате,  то спроси разрешения, если  ты пожелаешь войти к нему, чтобы ты не застал его в том неудобном положении, в котором он не захотел бы, чтобы его увидели или ты не захотел бы увидеть его так. Неважно кем они являются для тебя: близкими родственниками или другими людьми, к примеру, как твой отец, твоя мать, твои дочери или сыновья.

Когда ты пожелаешь войти в дом, извести тех, кто там находится, прежде чем войти, для того, чтобы это не стало неожиданностью для них, и чтобы ты не был похож на вероломного шпиона следящего за людьми.

 

Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн Масуд сказал: «Мой отец, Абдуллах ибн Масуд, когда заходил в дом, объявлял о своем приходе, затем он разговаривал и поднимал голос для того, чтобы домашние узнали об этом».

Когда ты заходишь в дом или выходишь из него, не стоит сильно хлопать дверью, может быть ты слышал слова госпожи Айши, да будет доволен ею Аллаh, которая передала от Посланника Аллаhа ﷺ: «Поистине, вежливость не будет пребывать в  чем-либо кроме как она (вежливость) будет украшать это дело, и не будет лишено какое - либо дело вежливости, кроме как это дело станет порочным (лишенным красоты)». (Муслим)

Некоторые этические нормы, связанные с приветствием в исламе.

Приветствие считается одним из предпочитаемых согласно нашей религии вещей. И связано это с тем, что приветствие служит увеличению любви и братства между людьми, а также укреплению связующих уз между ними.

В соответствии со сказанным в этой статье мы по воле Аллаhа рассмотрим некоторые этические моменты, связанные с приветствием, которых необходимо соблюдать мусульманину в соответствии с его религией.

Хадисы Пророка мир ему и благословение о благих нравах.

 

От нашего Пророка мир ему  и благословение было передано много хадисов, охватывающих все сферы жизни человека. Наш пророк, мир ему и благословение придавал огромное значение нравственности своей уммы, так как благой нрав является одним из основных составляющих нашей религии.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного мир и благословение Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

     В течение долгого времени  хотелось  обсудить некоторые моменты, связанные с этикетом, касающимся чтения исламской литературы  и слушания  выступлений ученых.

Прежде всего, мы должны читать и слушать с намерением получить пользу  от их трудов  и выступлений. Каким будет наше намерение, таким будет и то, что мы получим от него. Если мы будем читать и слушать с намерением увеличить наши знания и использовать их на практике, по воле Аллаха, это то, что мы и получим в конечном счете. А если мы будем читать и слушать с намерением критиковать и находить  ошибки и упущения, то мы найдем ошибки и недостатки, и это единственное, что мы получим от него. Очень легко критиковать кого то, и поэтому, очень часто говорят: "Легче разрушить чем строить".