Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 28 (Четверг)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Вопрос:

Будет ли вознаграждение за милостыню отданную попрошайкам на улице?

Ответ:

Попрошайничество принижает честь и достоинство человека, статус такого человека в обществе считается одним из самых низких. На глазах людей он выглядит жалким и беспомощным. Пророк запретил чтобы верующий сам унижал себя.

Пророк сказал: «Не подобает верующему унижать себя». (Тирмизи)
Пророк предостерег мусульман от попрошайничества. Он сказал: «Человек не перестанет просить у людей, пока в судный день он не явится не имея на своем лице и куска мяса». (Бухари, Муслим)
Также в хадисе Пророка, которого передает Абу Хурайра говорится:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من سأل الناس أموالهم تكثراً فإنما يسأل جمراً فليستقل أو ليستكثر. رواه مسلم.

Посланник Аллаха сказал: «Кто просит у людей их имущество с целью увеличить свой достаток, поистине, просит горящий уголь. Мало попросит – мало угля, много попросит – много угля». (Муслим)
Поэтому согласно шариату просить является харамным тому кто не имеет острую нужду и способен сам зарабатывать, независимо от того что он просит: средства закята, садаку ил каффарат. Если даже он возьмет эти средства они являются для него харамными. Имам Шабрамульси говорит: «Если человек покажет себя как нуждающийся, и тот ко дает милостыню подумает что он нуждающийся и отдаст ему, то он не станет владельцем этих средств, так как он присвоил их без согласия того кто давал, ведь он давал только потому что думал что он бедный».
Также Пророк сказал: «Если ты просишь проси у Аллаха, а если ищещь помощи ищи ее у Аллаха» (Тирмизи)
Тот кто занялся попрошайничеством незаслуженно присваивает чужое имущество и кормит свою семью харамным уделом.
قال النووي رحمه الله : "تحل صدقة التطوع للأغنياء بلا خلاف ، فيجوز دفعها إليهم ويثاب دافعها عليها , ولكن المحتاج أفضل . قال أصحابنا : ويستحب للغني التنزه عنها , ويكره التعرض لأخذها ...ولا يحل للغني أخذ صدقة التطوع مظهرا للفاقة". انتهى من "المجموع" (6/236).
Имам ан-Навави говорит в своей книге Мажмуг1: «Желательная милостыня (садака) является дозволенной для состоятельных людей, без разногласия в этом вопросе. Ее можно давать богатым и дающий получает за это вознаграждение, но тем не менее давать нуждающему является более ценным. Наши ученые говорят: «Богатому желательно отказаться от нее, и нежелательно чтобы он не намекал ради ее получения… Также состоятельному человеку является запрещенным брать садака выдавая себя за нуждающегося». (Мажму, том 6, стр. 236)