Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

нояб 26 (Суббота)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

    Во Имя Аллаха милостивого и Милосердного. Намаз (по арабски ссалят)  это вершина духовной жизни верующего человека. Это самая высокая форма Божественного вероисповедания. Человек сотворен существом слабым, склонным ко многим заблуждениям и ошибкам

в силу своего невежества и ограниченности познаний.

   И если человек не слышит голоса совести и не проявляет благую волю, то в тот же час проблемы повседневной жизни отдаляют его от мыслей о самых важных для него вопросах бытия, которые он всегда должен помнить.

         Человек забывает о том, что Аллах видит его каждый миг, слышит и знает все, что мелькает в его подсознании, забывает и о том, что за все содеянное в жизни человек будет нести ответ перед Ним, забывает о неизбежном приближении смерти и Судного Дня, Рая и Ада, забывает об истине кадара – Божественного предопределения, ведь каждое событие происходит по установленному Аллахом предопределению, ничто не происходит случайно, без Его ведома и все происходящее таит в себе Высшее благо и мудрость Творца. Оказавшись во власти забвения и мирских страстей, человек легко забывает о самой главной цели своей жизни – поклонении Аллаху.

    Тогда как пятикратное совершение намаза спасает человека от этой "забывчивости" и небрежения, сохраняя стойкость воли, духа и чистоту разума му`мина (верующего). Благодаря намазу му`мин все время обращается к Аллаху, помнит о Его близости и всеведении, намаз не дает му`мину отступать в жизни от повелений Всемилостивого, структурируя душу и разум жить так, как заповедал Создатель.

       Обладающий совершенным Иманом (верой) му`мин, склоняясь перед Всевышним Аллахом в молитвенном поклоне, ощущает мощную и чистую духовную связь и близость к своему Господу. Аллах напоминает человеку в Коране, что намаз приближает человека к совершенству Имана и близости к Творцу, останавливает, (отдаляет) человека от совершения греха и бесчестия.

    Относительно обязательности совершения пяти намазов в день, нет никакого сомнения или разногласия среди ученых ислама, так как на это есть достоверные доводы из источников ислама Корана и Сунны Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует.

    Всевышний Аллах в священном Коране говорит:

    «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень!».

    В разъяснении этого аята, передано от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) высказывание: «На пять ежедневных молитв есть указание в Коране». Его спросили: «Где?» Он ответил: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер (магриб и иша) и когда наступает утро! (фаджр) Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня (аср) и в полдень! (зухр)». Коран [30:17-18].

    Также в других аятах Аллах говорит:

    «Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Лучшего покровителя и помощника вам не найти» Коран [22:78].

    «Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» Коран [4:103].

       Мы не станем здесь упоминать многочисленные хадисы касающиеся обязательности пятикратного намаза, так как тема статьи не об этом,  мы лишь упомянем хадис который служит доводом тому что совершение пятикратной молитвы является частью ислама:

    От Абдурахмана Абдуллаха ибн Умара ибн Аль Хаттаба (Да будет доволен ими Аллах) он сказал: Я слышал как Посланник Аллаха сказал:

    «Ислам основывается на пяти столпах:  свидетельстве что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, совершении намаза,(пять раз в день), выплачивании закята(обязательной милостыни), паломничестве в Мекку для совершения хаджа, и соблюдении поста в месяц рамадан». [Бухари].

    Возвращаясь к основной теме статьи о важности совершения намаза в коллективе, а не в одиночку, хочется начать с перечисления хадисов Пророка мир ему и благословение об этом:

    Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Коллективный намаз в 27 раз превосходит намаз, совершенный человеком в одиночку. [Бухари и Муслим].

   Ислам придает огромное значение единству и коллективу. Всевышний Аллах велел своим рабам жить общиной. Поэтому в Коране есть много повелений и указаний людям быть с общиной, в сплоченности и поддержке друг друга. Вот один из них:

    «Держитесь все за вервь Аллаха [Коран и сунну], не распадайтесь [на враждующие группировки]…». Коран [3:102].

    Посланник Аллаха да благословит его Аллаха и приветствует уделял большое значение укреплению единства и сплоченности среди мусульман, приведем некоторые хадисы касающиеся единства:

    «Помощь Аллаха – с общиной. Кто отделился от общины, тот отделился на путь, ведущий в Ад». . [Тирмизи].

     «Община есть милость, а разделение – наказание». [Ахмад]

      «С общиной пребывает милость (баракат)». [Ибн Маджа].

     Это деяние, более всего способствующее сохранению духа Ислама, нашло свое продолжение в повелении собираться и во время самого важного из поклонений – намаза в мечетях и группами (джамаат). В Кубе и Медине самым первым повелением нашего Пророка было строительство мечети. После этого их количество быстро увеличивалось. Следуя сунне нашего Пророка, на протяжении всей истории мусульмане, завоевав какую-то местность, тут же строили там мечети. И до наших дней строительство мечети считается самым почетным и достойным делом. Потому что мечеть и джамаат – это то место, где мусульмане, общаясь друг с другом, обретают дух братства и единения. Сколь же внимания заслуживает следующий хадис, отражающий дух единства и сплоченности, царящий в мечети: «…Если кто-то из вас, оставив общину (джамаат), совершает молитву (дуа) только за себя, пусть тот не будет имамом другим! Кто делает так, тот предает (общину)».[Ахмад].

    В другом хадисе касающейся намаза в мечети, Посланник Аллаха говорит:

    От Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует спросил: "Поведать ли мне вам о деяниях, за которые Аллах стирает грехи и поднимает человека на более высокую ступень?"

    Сподвижники ответили: "Да, о Посланник Аллаха". Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Совершить омовение самым прекрасным образом, несмотря на трудности, идти в мечеть длинной дорогой и после одного намаза ожидать следующего. Это и есть, самое достойное ожидание". [Муслим].

      В этом хадисе сообщается, что грехи человека, совершающего коллективный намаз, стираются, он поднимается на более высокую ступень. Но одновременно здесь и указывается, что надо терпеть трудности, возникающие при этом. Потому что каждое затруднение на пути поклонения, увеличит награду за совершенное поклонение (ибадат).

      Как для мусульман важно приходить к своим братьям в состоянии душевного умиротворения, сделав пребывание в мечети своим обыденным делом, так же для них имеет первостепенное значение во время намаза не забываться и пребывать в хушуъ (смиренности). Стоящие за имамом люди не должны, погрузившись в размышления о чем-то своем, не замечать, что читает имам. Поэтому такую важную молитву (ду’а), как сура аль-Фатиха, следует слушать внимательно и искренне произносить «аминь» после нее.  

    Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует также сообщает, насколько опасно пренебрегать коллективным намазом. Разные хадисы содержат предупреждения для тех, кому с трудом дается постоянное посещение мечетей, так как проявление в этом лени является одним из признаков лицемеров (мунафиков). Для них очень трудно присутствовать на общих намазах. Особенно тяжелым испытанием для тех, чья вера слаба, являются утренний (ас-субх) и ночной (аль-‘иша) намазы. Поэтому вознаграждение за совершение этих двух намазов в мечети больше, чем за другие.

    Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) однажды пришел на ночной (аль-‘иша) намаз. Увидев, что людей еще мало, он прилег позади мечети и стал ждать, когда подойдут другие. В это время пришел Ибн Абу Амра и сел около досточтимого ‘Усмана. ‘Усман (радыйаллаху анху) спросил, кто он. Тот ответил.

    ‘Усман (радыйаллаху анху) спросил:

    – Сколько ты знаешь из Корана?

    Ибн Абу Амра ответил.

    Потом ‘Усман (радыйаллаху анху) сказал так:

    – О сын моего брата! Я слышал, что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Тот, кто совершает ночной (аль-‘иша) намаз вместе с группой (джамаат), как будто половину ночи проводит в намазе. А кто совершает утренний намаз с группой, тот как будто всю ночь проводит в намазе». [Муслим,Тиримизи,Абу Давуд].

    Посланник Аллаха да балагословит его Аллах и приветствует  велел мусульманам  без уважительной причины не пропускать коллективных намазов.

    Однажды Абдуллах бин Умму Мактум (да будет доволен им Аллах), придя к нему, спросил:

– О Посланник Аллаха! Глаза мои не видят и мой дом далеко от мечети. Есть у меня проводник, но он груб со мной и не помогает мне. Разрешается ли мне совершать намаз дома?

Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует спросил:

– Слышишь ли ты азан?

Тогда тот ответил «Да»,

Пророк Мир и благословение, сказал ему:

– Для тебя нет разрешения. [Абу Давуд]

  Этот случай еще раз подчеркивает, насколько важно постоянно совершать намаз общиной (джамаатом). Ведь слепота относится к уважительным причинам, позволяющим не посещать коллективные намазы. Но и таким людям, если они находят возможность, нужно стараться не оставаться обделенными достоинствами и вознаграждениями коллективных намазов.

    Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует так предостерегал пренебрегающих общей молитвой:

     «Кто услышал азан и не пришел на общую молитву, то его намаз не принимается (как законченный). Если только у него нет уважительной причины». [Ибн Маджа].

Однажды сподвижники спросили:

- (О Посланник Аллаха!) Каковы уважительные причины?

Наш Пророк мир ему и благословение ответил:

- Страх или болезнь! [Абу Давуд].

Ученые ссылаясь на  хадисы, вывели следующие причины, позволяющие не посещать коллективных намазов, перечислим основные из них:

  • Сильная болезнь, при которой трудно ходить
  • Паралич
  • Глубокая старость
  • Слепота
  • Отсутствие руки или ноги.

Кроме перечисленных могут быть и другие причины индивидуального характера, разрешающие не посещать коллективные намазы. Например, одна из них – необходимость ухода за больным дома.

Совершению коллективного намаза придается такое значение по той причине, что он направляет правоверных к спасению. Ибо коллективный намаз есть одно из самых важных средств обретения вечного спасения. Именно потому, что он является причиной блага (будущей жизни) и вечного спасения, общий намаз назвали «Фалях» (благо, успех, спасение), и мусульман призывают в мечети словами: «Хаййа аля’л-фалях: Спешите к спасению».

    Коллективный намаз, приводящий к спасению как одного человека, так и общину, содержит в себе большие преимущества. Вот некоторые из них:

  • Превосходит намаз, совершенный в одиночку, в 27 раз;
  • Способствуя прощению грехов, поднимает человека на более высокую духовную ступень;
  • Ангелы возносятся ду’а, просят прощения и свидетельствуют о совершающих его;
  • Способствует избавлению от лицемерия в деяниях;
  • Способствует совершению намаза в самое благоприятное раннее время;
  • Успев к такбиру в начале намаза, можно заслужить великую награду;
  • Способствует объединению;
  • Отдаление от шайтана;
  • Получение доли из блага общей мольбы (ду’а) и поминания (зикра);
  • Помощь друг другу в повиновении и поклонении;
  • Обучение правильному произношению сур Корана, слушая чтение имама в намазе;
  • Возможность совершения намаза наилучшим образом, преисполнившись благоговения.

       Коллективный намаз, объединив в одном ряду в служении Аллаху людей независимо от расы, цвета кожи, языка, социального положения и должности, способствуя единству, взаимопомощи и заботе о неимущих, помогает осознать мусульманам себя одной общиной. В обществе, где распространены подобные идеи и цели, не придается большого значения различиям между людьми, в сердцах преобладают чувства равенства и братства и поддерживается религиозное воодушевление.

    Сподвижники Пророка да благословит его Аллах и приветствует являющиеся лучшим примером повиновения Аллаху и Его Посланнику, были очень внимательны к совершению коллективного намаза. Абдуллах бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) так описывает это:

    «Клянусь Аллахом, я не видел, чтобы кто-то, кроме явных лицемеров (мунафиков), не присутствовал на коллективном намазе. Клянусь Аллахом, было даже так, что двое приводили на намаз (больного) человека, который еле держался на ногах, и он стоял в ряду, с двух сторон опираясь на них».

 

Пусть Аллах, свят Он и велик, поможет нам не пропускать такое большое благо как совершение намаза в коллективе!

Амин!