Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

нояб 26 (Суббота)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

      Хвала Аллаху Господу миров мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

      Всевышний Аллах оказал нам милость, наставив нас на путь истины и отправив к нам Посланника Аллаха, к которому был ниспослан Священный Коран. Аллах говорит в Коране: А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались﴿ (Сура ан-Нахль 44)

 

      Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), следуя этому повелению, читал Коран и разъяснял его сподвижникам. Он отвечал на их вопросы, решал их споры и направлял их. Не было такого, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал им Писание и сказал: «Вот читайте там все написано и понятно». Нет, он аят за аятом разъяснял им Коран, как об этом Аллах повелевает ему в вышеприведенном аяте. И это было лучшее поклонение людей, которого видел этот свет.

      Абдуллах ибн Мас’уд рассказывает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшая община та, которая следует за мной, затем следующая за ними, а затем следующая за ними».   (Бухари 2652)

      Сподвижники прилагали свои усилия на пути распространения ислама, изучали и передавали науки. Они дошли до самых разных краев исламского халифата и таким образом передавали те знания ислама, которые они приобретали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и от других сподвижников. Таким путем они обучили исламу тех, кто следует за ними, а те в свою очередь последующих. По такой неразрывной цепочке передавались знания ислама его этика и мораль в лучшие века ислама. Тот, кто отклонился от этой системы, тот потерпел урон и сбился с верного пути. Также он сбивает и тех, кто последовал за ним и отдаляет от пророческого верного пути.

      Беда, которая постигла эту умму сегодня это оставление некоторыми людьми этого пути, и широкое применение простыми людьми других методов приобретения знаний. К примеру, как средства массовой информации или сеть интернет. Сегодня часто можно увидеть людей, которые избрали для себя этот путь получения знаний и считают, что этого достаточно. При этом они не посещают уроки шейхов, не беседуют с ними и не получают от них наставления, как это было во все времена начиная с Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Часто видишь людей, хорошо выспавшись, с ленивым вялым лицом, сидят на диване с планшетом или смартфоном на руках, или с ноутбуком на столе, и таким образом сменяя один сайт другим «получают знания». При этом он не знает, кто автор этих статей или с какой целью они были написаны, содержат ли они всю достоверную информацию, имеется ли по этому поводу другая точка зрения, как на этот же вопрос ответили большие ученые этой уммы и т. д.

      Прочитав несколько статей там или узнав про некоторые фетвы, ему кажется, что он выучил определенный раздел из науки и стал разбираться в этом. После этого этот человек начинает убеждать других в его правоте и призывать к своему мнению окружающих в том или ином вопросе. Затрудняет положение такого человека и то, что он не знает о простых основах ислама и на чем основываются шариатские науки, ее принципы и методология.

      Истину никак не может постигать тот, у кого нет наставника и не поясняет ему то, относительно чего у него возникли неясности. Вместо того, чтобы признать свой путь неправильным этот человек оправдывает свои действия словами: «Необходимо следовать за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а не за учеными». Тот, кто говорит это не желает познания истины. Ведь каждому из нас известно, что любой ученый также обязан следовать за Пророком, и каждый член этой уммы обязан придерживаться пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но у пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) есть свои ученые, которые поясняют его другим, есть специалисты, которые изучают его и выносят решения. Ведь Аллах говорит в Коране: 

      (Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания)  Сура ан-Нахль 42

      Этими людьми в религии именно являются ученые – богословы.

      Имам  Куртуби рассказывает историю, в котором говориться, что один из сподвижников в пути ночью осквернился. Ночь была темной и очень холодной, а у него на голове была рана. Он находился в группе сподвижников, которые возвращались с военного похода. Он спросил их, как ему поступить, обязательно ли купаться при таком холоде или нет. Они ответили, что купание после осквернения является обязательным. Искупавшись, этот сподвижник умер. После прибытия в Медину, о произошедшем сподвижники рассказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он же сказал: «Они убили его, да убьет их Аллах! Хоть спросили бы когда не знали. Поистине исцелением для неведающего является вопрос». То есть, в этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет, что не каждому стоит отвечать на вопрос религии. Дело в том, что эти сподвижники одну сторону вопроса знали и эта была необходимость купания после осквернения, но они не знали, что такие затруднительные положения облегчают положение. Поэтому простому рядовому мусульманину не стоит полагаться на свои знания и отвечать на вопросы, это может привести к таким чреватым последствиям.

      В достоверном хадисе, который передается от Амр ибн Аса говорится: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) ученых, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»

      Этот хадис в определенной мере описывает состояние нашей уммы. Истинных ученых ислама с каждым днем становится все меньше. Раскол и взаимная ненависть привела к тому, что многие люди перестали обращаться к ученым. Простой народ стал называть ученых заблудшими или следующими своим страстям или угождающими властям и т. д. Это то, что народу наущает шайтан для того, чтобы увести людей от истины, отдалить их от ученых и знаний. Каждому стоить помнить:

       - не бывает человека, у которого нет ошибок, каким бы большим ученым он не был.

       - ошибка не лишает ученого его сана, не принижает его статус. Порицаемым является упорство на ложном и отказ от признания истины.

       - у ученого может быть своя точка зрения по определенному вопросу, которая отличается от мнения другого. Различных мнений придерживались и сподвижники после смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и это не приводило их к расколу и взаимной неприязни.

 

Автор статьи: Шейх Набаль Катлян (Дамаск, Сирия)

Перевод с арабского: ashari.ru

Источник: naseemalsham.com

(Сокращенный перевод с небольшими изменениями)