Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

нояб 26 (Суббота)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Человек и его душа

    Вопрос души занимал умы и мысли людей еще с древних времен. Люди знали что есть нечто, присутствие, которого в теле дает ему жизнь, а когда оно покидает тело, человек умирает и его тело начинает разлагаться. Некоторые народы верят, что душа человека после смерти переселяется с одного тела в другое или перевоплощается, этот процесс называют реинкарнацией.

 

    Когда Всевышний Аллаh создал Адама, мир ему, Он вдохнул в него, и он стал живым человеком, после чего Аллаh повелел своим ангелам совершить перед ним земной поклон. Тем самым Аллаh возвысил цену  души человека и сделал ее почтенной. Человек ответственен за свою душу перед Аллаhом. Поэтому он не имеет права лишать себя этой души, совершая самоубийство или же совершая другие действия, которые приводят к неизбежной смерти, как употребление наркотиков, курение, алкоголь и т. п. Поэтому в исламе наказанием за самоубийство является адский огонь.

 

    Пророк, мир ему и благословение, разъяснил нам в одном из своих хадисов как происходит сотворение человека, и наделение его душой: ″Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И этот ангел получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным..». [Бухари и Муслим].

 

    С тех пор как формируется живая плоть в утробе матери, человек становится почтенным и свободным, честь и достоинство которого должны быть защищены. 

    Пророк, мир ему и благословение, сравнивает души с воинами, которые знают друг друга в лицо: «Души подобны воинам. Если они находят что-то общее – они объединяются, а если не находят общего – они расходятся».  [Бухари и Муслим].

    Из этого хадиса следует, что души, в которых изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые с нечестивыми.

    По этому поводу имам аль Куртуби сказал: «Хотя общим для душ является тот факт, что все они являются душами, они различаются другим образом. Души похожей природы будут в хороших отношениях из-за их сущности. Поэтому мы видим, что определенная группа людей имеют между собой хорошие отношения, но при этом они не ладят с людьми другого нрава».

 

    Некоторые ученые имеют упоминания касающиеся выхода души человека из его тела. Однако, следует знать о том, что в этом вопросе больше скрытого от человека нежели ясного и понятного ему, и знание об этом принадлежит лишь Аллаhу. Вместе с тем, от Пророка, мир ему и благословение, пришли хадисы, в которых есть радостная весть уверовавшим, касательно их смерти. Верующий будет с нетерпением ожидать встречи с Творцом.  Как объяснил пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и приветствует: «… когда смерть приближается к верующему, он получает благую весть о довольстве Бога им и Его благословении, с этого момента для верующего нет ничего ближе и дороже, чем предстоящее. Он желает встречи с Богом, а Господь – встречи с ним» [Бухари].

    В другом хадисе Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если человек жаждет встречи с Богом, Господь тоже ждет встречи с ним. Если же человек не хочет встречи с Господом, Он также не желает встретиться с ним». [Бухари].

    Что же касается души неверующего, то для нее предстоящая встреча с Господом станет мучением и наказанием как об этом нам сообщил Пророк, мир ему и благословение: «Когда смерть приближается к неверующему, он получает страшные вести о Божьем наказании и Его отмщении, с этого момента для неверующего нет ничего ненавистнее будущего. Поэтому он ненавидит предстоящую встречу с Господом, также Господь не желает встречи с ним». [Бухари].

 

    Когда же у Пророка, мир ему и благословение, спросили о душе, был ниспослан следующий аят:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ ۖ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُمْ مِنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلًا

«Твой народ (о Мухаммад!) тебя спрашивает (по наущению иудеев о сути ) Духа. Скажи им: "Дух - от веления Господа моего. Он один знает об этом. Вам же дано очень мало знаний об этом.  Знания Аллаха Всевышнего необъятны!" [Аль-Исраъ:85- тафсир аль-Мунтахаб].

 

Пусть Аллаh облегчит нам выход души из тела, и сделает наши души из числа таких, которые желают встречи с Господом.  Амин!