Если ты посетил одного из братьев без договоренности на это или по тому договору, который был у вас давно, и он извинился, что не сможет принять тебя, то прими его извинение, так как он лучше знает положение своего дома, и связанные с этим дела. Может быть так, что у него возникла какая то определенная причина, или возникла какая то проблема, в связи с которой он в это время не может тебя принимать. В таком случае он имеет на это право.
Великий табиин Катада ибн Да’ама ас-Садусий, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Не стойте у двери тех, кто отказал вам в посещении. У тебя свои дела и у них свои заботы. Они имеют право на отказ».
Имам Малик, да будет доволен им Аллаh, говорил: «Не все люди могут говорить о своих причинах, поэтому, когда праведные предшественники посещали друг – друга, гость говорил хозяину дома: «Возможно, у тебя есть какая – нибудь причина (не принимать гостя)». Это делалось для того, чтобы хозяину дома облегчить высказать свою причину отказа, если такая имеется».
И по причине важности этой этической нормы Всевышний Аллаh сказал:
فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَدًا فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّى يُؤْذَنَ لَكُمْ وَإِن قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا هُوَ أَزْكَى لَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
(Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаhу ведомо о том, что вы совершаете)
(Сура ан-Нур, аят 28)
Эта кораническая этика повествует о той ситуации, в которую попадают некоторые люди, когда их посещают те, визит которых они не желали. Это вынуждает хозяина сообщить гостям о своем отсутствии дома, в то время когда он там. Ему приходиться лгать, и этому непристойному нраву приучаются маленькие дети, которые находятся у него дома. И иногда это приводит к вражде и гневу в сердцах людей.
Поэтому наставление священного Корана исключает наше попадание в подобные ситуации. Так как шариат представляет хозяину дома право вежливого отказа в гостеприимстве своему брату, а у гостя требуется с пониманием относиться к причине хозяина:
«Если же вам скажут: «Уйдите!» — то уходите. Так будет чище для вас».