Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 20 (Суббота)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

7.Совершение два раза земного поклона (Сажда) в каждом ракаате.

Шариатское определение сажде: это соприкосновение лба молящегося с местом совершения земного поклона.

Доводом на обязательность двух земных поклонов являются слова Аллаха:

ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا

«..Кланяйтесь, падайте ниц…»

(сура аль-Хаджж, аят 77)

Доводом на это также является вышеприведенный нами хадис о человеке который неправильно совершил намаз и которого Пророк, мир ему и благословение, научил совершать его правильно.

«…Затем соверши земной поклон, пока твое тело не обретет покой в таком состоянии, затем поднимись из земного поклона пока твое тело не обретет покой в сидячем положении, а затем вновь соверши земной поклон, пока твое тело не обретет покой в этом положении..»

Условия действительности земного поклона:

Для того чтобы земной поклон был действителен необходимо учитывать следующие условия:

Чтобы лоб оставался открытым во время ее прикосновения к месту сажды.

Чтобы земной поклон совершался посредством семи органов, эти семь органов были перечислены Пророком мир ему и благословение:

«Мне было велено совершать земной поклон посредством семи органов: Лбом- и затем он указал рукой на нос,( то есть лоб и нос идут вместе)  ладони рук, колени, и конечности ног» (носочки).

(аль-Бухари, 779; Муслим, 490),

Однако, необходимо уточнить, что из этих органов обязательно открывать лишь лоб.

В состоянии сажды нижняя область тела должна быть выше верхней, по мере возможности, то есть, в состоянии земного поклона область бедра должна оказаться выше, чем его голова. Причиной этому является следование Посланнику Аллаха, мир ему и благословение.

Не совершать сажда на какой либо материи или ткани которая двигается вместе с движениями молящегося.

Не иметь иного намерения при земном поклоне кроме как саму цель, то есть, не опускать голову на землю например, от страха или боязни чего-либо.

Выдержать в таком положении временную паузу равную по крайней мере, произнесению одного тасбиха.

Полноценной формой сажды является: чтобы молящийся произнес слова такбира при опускании на земной поклон, опустив сначала свои колени, затем руки, затем лоб и нос. Руки необходимо поставить напротив плеч при этом пальцы должны быть прижаты друг к другу и направлены в сторону киблы. Живот необходимо приподнять от бедер, также как локти рук не должны соприкасаться с землей и боками молящегося. И пребывая в таком положении молящийся трижды говорит:

«Субхана раббияль а’ля»  

В Хадисе об описании намаза Пророка, мир ему и благословение, передаваемом от Абу Хурайры говорится: «Затем произносит Аллаху Акбар, когда опускается на земной поклон».

(аль-Бухари, 770; Муслим, 292).

В другой версии приводимой от Барраъа говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:  «Когда ты совершаешь сажду, поставь свои ладони (на землю) и приподними локти».

(Муслим, 494)

От Абдуллах Малик ибн Бухайны, да будет доволен им Аллах, передается что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, Когда он совершал намаз отделял свои руки (от туловища) пока не становились видны белые области его подмышек.

(аль-Бухарий, 383; Муслим: 495)

А в версии от ат-Тирмизи и Абу Давуда от Абу Хамида, да будет доволен им Аллах, говорится: «Он (Пророк, мир ему и благословение), отдалял свои руки от боков и клал  свои руки напротив своих плеч».

(Абу Давуд, 734; ат-Тирмизи, 270).

Также Абу Давуд описывая намаз, Посланника Аллаха, мир ему и благословение, от Абу Хамида, да будет доволен ими Аллах, передает: «Когда он совершал земной поклон, то отдалял свои бедра от живота, не прислоняя свой живот на бедра»

(Абу Давуд, 735)

Также в другом хадисе говорится: «Когда  же он совершит земной поклон и скажет: Субхана Раббияль а’ля, три раза он довел свое сужда до полноценности, и это самое малое из (н)его (формы)». Тое есть такая форма будет самой малой формой совершенного сажда.

(Абу Давуд, 886; ат-Тирмизи, 261)

Сажда женщины отличается в некоторых вышеперечисленных моментах от сажды мужчины, она совершает земной поклон прижав свои части тела друг к другу.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, проходил мимо двух молящихся женщин и сказал:

«Когда вы совершаете земной поклон, то прижмите часть вашего тела к земле, поистине в этом женщина отличается от мужчины».

(аль-Байхаки, 2/223).

  

8. Сидение между двумя земными поклонами.

Такая пауза в виде сидения между двумя садждами необходима в каждом ракаате намаза.

Доводом на это является вышеприведенный хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«….затем поднимись из земного поклона, пока твое тело не обретет покой в сидячем положении»

(Посмотри на доводы земного поклона).

Условия действительности сидячей паузы между двумя садждами:

1.Иметь намерение только на поклонение а не на что то иное.

2.Слишком не удлинять время саджды, к примеру на время превышающее по времени чтение Ташахуда  (Аттахият).

3.Выдержать паузу, хотя бы на время равносильное произнесению одного Тасбиха.

 

9. Последнее сидение.

Под этим сидением имеется в виду сидение которое бывает в последнем ракаате перед саламом.

 

10. Чтение Ташахуда во время последнего сидения:

От ибн Масхуда, да будет доволен им Аллах, передается: «Когда мы совершали намаз с Пророком, мир ему и благословение, мы говорили: (а в версии от аль-Байхаки и ад-Даракутни), до того как стал обязательным  Ташахуд, мы говорили:

«Мир Аллаху  прежде чем его рабам, мир Джибрилю, мир Микаилю, мир кому-то..и когда Пророк, мир ему и благословение, закончил молитву он повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине Аллах это ас-Салам[1] (Мир), когда кто-нибудь из вас присядет в намазе то пусть скажет: Аттахият…».

(Аль-Бухари,5806; Муслим, 402. аль-Байхаки, 2/138; ад-Даракутни, 1/350)

И самая малая форма Аттахията это:

التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ ،  سَلَامٌ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Помимо этой формы пришло еще несколько форм Аттахията все они являются приемлемыми.

Полная форма которую предпочитал аш-Шафи’и, передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение, обучал нас Ташахуду подобно тому, как обучал нас суре из Корана, и он говорил:

لتَّحِيَّاتُ المُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلَّهِ، السَّلامُ عَلَيْكَ أيُّهَا النَّبيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلامُ عَلَيْنا وعلى عِبادِ اللّه الصَّالِحينَ، أشْهَدُ أنْ لا إلهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَأشْهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ

(Муслим, 403)

При чтении ат-Тахията (ташахуда) необходимо придерживаться следующих правил:

1.Читать так чтобы было слышно самому себе, если у человека нет проблем со слухом.

2.Непрерывное чтение. Если была сделана большая пауза или же были добавлены слова, не относящиеся к форме Ташахуда, чтение нарушается и необходимо заново его прочитать.

3.Читать в положении сидя, кроме случаев, когда человек не может это сделать сидя, в этом случае можно читать в таком положении, в котором ему удобно.

4.Чтение должно быть на арабском языке. Если он не сможет тогда переведет и прочитает на любом языке пока не научиться на арабском, однако, он обязан выучить на арабском.

Необходимо следить за произношением звуков и удвоенных букв (Шаддат) если хотя бы один звук будет произнесен неправильно, не соблюдено произношение удвоенных согласных (Шаддат), или слова будут произнесены на распев, таким образом, который меняет их смысл, Ташахуд нарушается и необходимо прочитать его заново.

6.Соблюдение порядка слов согласно приведенным от Пророка, мир ему и благословение текстам.

 

11. Чтение салавата Пророку, мир ему и благословение, после последнего Ташахуда:

То есть, после завершения чтения приведенного нами выше Ташахуда до салама.

Доводом на обязательность этого рукну является аят Корана:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».

(Сура аль-Ахзаб, аят 56)

Ученые сошлись во мнении о том, что чтение салавата не является обязательным вне намаза, что указывает на обязательность его чтения в намазе.

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, отвечая на вопрос о форме совершения намаза Пророком, мир ему и благословение, приводит следующее: «Как мы прочтем салават тебе когда мы находимся в намазе? И он (Пророк, мир ему и благословение), сказал: «Скажите…»

(Ибн Хиббан, 515; аль-Хаким, 1/268)

Это указывает на то, что местом обязательного чтения салавата является намаз.

И подходящим местом для этого является конец намаза, где его чтение в последнем сидении до салама, является обязательным.

Пророк, мир ему и благословение сказал:

«Когда кто-то из вас молится[2], пусть начинает с восхваления Господа и затем прочитает салават Пророку,- а затем просит все что он желает».

(ат-Тирмизи, 3475; Абу-Давуд, 1481).

Самая меньшая форма салавата это:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد

«Аллахума салли ‘ала Мухаммад»

А полноценная форма:

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ، وَبَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعَالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

Все эти формы салавата пришли в достоверных хадисах переданных аль-Бухари, Муслимом и др.

(аль-Бухари, 1390; Муслим, 406)

Условия салавата:

Для того чтобы салават считался действительным необходимо соблюсти следующие правила:

1.Произнести так чтобы было слышно самому, если у человека  нет проблем со слухом.

2.Использовать слова именно «Мухаммад» или «Посланник». Если к примеру использовать другие слова как Ахмад, то салават нарушается.

3.Произнести салават на арабском. Если на арабском не сможет то перевод на любом языке который он пожелает, однако, он обязан поспешить выучить его на арабском если есть такая возможность.

4.Соблюсти последовательность в чтении слов салавата а также последовательность между ним и ташахудом. Если прочитать салават раньше ташахуда то он считается не действительным.

 

12. Первое приветствие (салам).

То есть, произнесение молящимся слов  السلام عليكم ورحمة الله

 «Ассаламу алайкум ва Рахмату Ллах»

повернув свою голову на право.

Доводом на это являются раннее упомянутые нами слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение, в разделе о вступительном такбире:

«Его началом (вступлением) является такбир (Аллаху Акбар) и его завершением является таслим» (Ассаламу алайкум ва Рахмату Ллах).

Самая малая форма выхода из намаза, произнесение:

«Ассаламу алайкум» один раз. Самая полноценная форма, произнесение: «Ассаламу алайкум ва Рахмату Ллах», два раза, первый раз поворачивая голову направо во второй раз налево.

От Са’ада передается: «Я видел как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, давал салам то в правую сторону, то в левую».

(Муслим, 582).

От Са’ада передается: «Я видел как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, давал салам то в правую сторону, то в левую пока не виднелась белизна его щеки».

(Муслим, 582).

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, давал салам в правую и левую стороны, пока не виднелась белизна его щеки «Ассаламу алайкум ва Рахмату Ллах, Ассаламу алайкум ва Рахмату Ллах».

(Абу Давуд,  996).

 

13. Соблюдение последовательности вышеприведенных арканов.

Начиная с намерения, вступительного такбира, чтение суры аль-Фатиха, поясной поклон и т.д.

Если намерено поменять местами арканы  намаз нарушается, а если же это произошло не намеренно то намаз нарушается частично, то есть с того рукна в котором он допустил ошибку, и соответственно ему необходимо заново  уже в правильной форме совершить этот рукн.

Если молящийся нарушил порядок арканов, и он уже дошел до другого ракаата он обязан уже восстановить не отдельно взятое рукну предыдущего ракаата где он допустил оплошность, а вместо этого ракаата совершить другой ракаат.

 

 

 

 

[1] То есть это одно из имен Аллаха.

 

[2] Тут имеется в виду молитва-обращение к Господу с просьбой, дуа.