Условия действительности азана
- 1. Ислам
- Азан не засчитывается от неверного, по причине того, что на него не возлагается поклонение.
- 2. Тамйиз (возраст, когда ребенок начинает осознавать свои действия, сам кушать, сам ходить в туаелт и т.д)
- Азан не засчитывается также и от ребенка не достигшего возраста тамйиза,так как на него также как и на кафира, не возлагается обязанность поклонения, и он не сведущ в установлении времен наступления молитв.
- 3. Быть мужчиной
- Азан женщин для мужчин не действителен, также как не действителен возглавленный ими намаз для мужчин.
- 4. Последовательность слов азана
- Так как последовательность передается от Пророка, оставление этой последовательности может нарушить форму призыва.
- 5. Непрерывность между словами азана
- Так чтобы между одними словами азана и другими не было слишком большой паузы.
- 6. Исполнение азана громко если его читают для джамаата.
- А если азан исполняется для самого себя, то также желательно возвещать его громко, за исключением мечети, в котором уже совершили коллективный намаз. А если речь идет о мечети, в котором уже совершили намаз, то необходимо прочитать азан тихо, в противном случае присуствующие в мечети, услышав его, подумают, что наступило время другой молитвы.
Пророк ﷺ сказал Абу Саиду аль-Худри, да будет доволен им Аллах: "Я вижу что, ты любишь овец и пустыню. Если ты находишься со своими овцами или в пустыне, то повышай свой голос при совершении азана к молитве, так как любой джинн, человек, или вещь, в пределах слышимости твоего голоса, будет твоим свидетелем в День воскресения». (Аль-Бухари, 584)
То, что касается джамаат женщин:
Женщинам не желательно исполнять азан, потому как их голос может стать причиной соблазна мужчин.
Им желательно исполнить икамат[1], потому что икамат возвещает присуствующих о начале молитвы, и в нем не поднимают голос как в азане.
- 7. Наступление времени. Пророк ﷺ сказал: «Когда наступит время молитвы, то пусть кто-нибудь из вас исполнит азан для вас». (Аль-Бухари 603, Муслим, 674)
Так как намаз не совершается кроме как при наступлении его времени, и цель азана сообщить о наступлении времени молитвы. Исходя из этого преждевременное его исполнение не засчитывается по единогласному мнению ученых, кроме утренней молитвы, здесь разрешается исполнить азан, начиная с полуночи, как об этом будет упомянуто в суннах азана.
Желательные действия азана
При исполнении азана желательными являются следующие действия:
- 1. Повернутся в сторону киблы.
- Так как кибла - это самая почтенная сторона, как об этом передается от саляфов[2] и халяфов[3].
- 2. Пребывание в ритуальной чистоте, от малого и большого осквернения.
- Человеку в состоянии нарушения омовения нежелательно исполнять азан, а человеку в состоянии большого осквернения крайне нежелательно. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине не люблю я поминать Аллаха кроме, как будучи чистым, - или он сказал, - В состоянии очищения". (Абу Давуд, 17 и др.)
- 3. Исполнение азана стоя.
- Пророк ﷺ в своем хадисе говорит: «О Биляль, вставай и призови к молитве».
- 4. Поворачивать шеей, не грудью, в правую сторону при произнесении слов «Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h» и в левую сторону при произнесении слов « Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I».
Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел как Биляль исполняет азан, и я стал следить, как он поворачивается направо и налево, произнося слова "Спешите на молитву! Спешите к спасению!" (аль-Бухари, 608)
- 5. Размеренное и мелодичное произнесение слов азана.
- Азан это оповещение тем, кто не знает о наступлении времени, а его красивое и мелодичное исполнение будет более доходчивым оповещением.
- 6. Произнесение про себя муэдзином слов свидетельствования (Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h и Ашhаду анна МухIаммадан Расу́лу-Лла́h) прежде чем произнести их в слух.
- Это действие именуется (тарджи’) Это подтверждается словами Пророка ﷺ передаваемыми от, Абу Махзуры, да будет доволен им Аллах: «..затем он повторяет и говорит: «Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h». (Муслим, 379)
- 7. Тасвиб в утреннем азане.
- Тасвиб - это произнесение два раза слов «ас-саляяту хайрум-минан-навм» после слов «Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I», так как об этом упоминается в хадисе от, Абу Давуда под № 500.
- 8.Чтобы муэдзин имел высокий, мелодичный и красивый голос.
- Это смягчает сердца услышавших, и это побуждает их ответить на призыв к молитве. Пророк ﷺ сказал Абдуллаху ибн Зайду, да будет доволен им Аллах, который увидел азан во сне: «Встань вместе с Билялом, и произнеси то, что ты видел во сне, и пусть он исполнит азан, так как его голос громче и красивее твоего». (Абу Давуд, 499 и др.)
- 10. Чтобы муэдзин был человеком известным среди людей своим благим нравом и праведностью
- Праведность - это основной показатель принятия его уведомления о временах намаза, так как сообщение от нечестивца не принимается.
- 11. Не затягивание азана его воспеванием
- Воспевать азан подобно песне является нежелательным.
- 12. Желательно для утреннего азана иметь двух муэдзинов.
- Это для того, чтобы один из них исполнил азан до наступления времени утренней молитвы, а другой после его наступления. Доводом этому является следующий хадис Пророка ﷺ: «Поистине Биляль дает азан ночью, кушайте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактума». (аль-Бухари, 592 Муслим, 1092)
- 13. Слушающему азан, сунной является проявить молчание, и повторять за муэдзином слова, которых он произносит.
- этому довод слова Пророка ﷺ: «Когда вы услышите призыв, говорите то же самое, что говорит муэдзин» (То есть повторяйте за ним). (аль-Бухари, 586 Муслим, 383)
Однако после слов "Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h" и "Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I" он говорит слова «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh». В хадисе от аль-Бухари и Муслима (версия от Муслима) говорится: «А когда он скажет: «Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h», он (слушающий) скажет: «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh» а когда он скажет: «Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I», он (слушающий) скажет: «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh». И в конце хадиса говорится: «И кто скажет это от всего сердца войдет в рай». (аль-Бухари, 588 Муслим, 385)
Также, при упоминания слов тасвиба (произнесение в утреннем азане два раза слов ас-саляяту хайрум-минан-навм), желательно сказать слова «Саддакъта ва барирта».
- 14. Мольба к Всевышнему и чтение салавата Пророку ﷺ после азана
Для человека услышавшего азан и для муэдзина самого, желательно после завершения азана прочитать слават Пророку ﷺ и обратиться с мольбой которая передается от Пророка ﷺ.
От Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал как Пророк, мир ему и благословение говорил: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем благословляйте меня (читайте салават). Поистине, того кто благословляет меня, Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня "аль_Василя". Это место в Раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня "аль-Василя", будет удостоен заступничества». (Муслим, 384 и др.)
Также от Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто скажет (после того, как) услышит призыв (к молитве):
اللّهُـمَّ رَبَّ هَذِهِ الدّعْـوَةِ التّـامَّة وَالصّلاةِ القَـائِمَة آتِ محَـمَّداً الوَسيـلةَ وَالْفَضـيلَة وَابْعَـثْه مَقـامـاً مَحـموداً الَّذي وَعَـدْتَه
Перевод: «О Аллаh, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду к «аль-Василя» и к высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему», - получит мое заступничество в День Воскресения». (аль-Бухари, 579 и др.)
Муэдзин произносит салават Пророку ﷺ и дуа после азана голосом меньшим чем, он исполнял азан и желательно отделить его от азана, чтобы не казалось, что это слова из самого азана.
[1] Ика́мат (араб. إقامة) — второй, после азана, призыв на молитву, читаемый непосредственно перед совершением обязательной молитвы.
[2] Саляфы (араб. سلف — предки, предшественники), праведные предшественники (араб. السلف الصالح) — первые три поколения мусульман, включая сподвижников пророка Мухаммада, их последователей (табиин) и последователей последователей (таби ат-табиин).
[3] Халяфы (араб. خلف – потомство, более позднее поколение) ученые поколений после саляфов.