Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 18 (Четверг)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Условия действительности азана

  1. 1. Ислам
  2. Азан не засчитывается от неверного, по причине того, что на него не возлагается поклонение.

 

  1. 2. Тамйиз (возраст, когда ребенок начинает осознавать свои действия, сам кушать, сам ходить в туаелт и т.д)
  2. Азан не засчитывается также и от ребенка не достигшего возраста тамйиза,так как на него также как и на кафира, не возлагается обязанность поклонения, и он не сведущ в установлении времен наступления молитв.
  3. 3. Быть мужчиной
  4. Азан женщин для мужчин не действителен, также как не действителен возглавленный ими намаз для мужчин.

 

  1. 4. Последовательность слов азана
  2. Так как последовательность передается от Пророка, оставление этой последовательности может нарушить форму призыва.

 

  1. 5. Непрерывность между словами азана
  2.  Так чтобы между одними словами азана и другими не было слишком большой паузы.

 

  1. 6. Исполнение азана громко если его читают для джамаата.
  2. А если азан исполняется для самого себя, то также желательно возвещать его громко, за исключением мечети, в котором уже совершили коллективный намаз. А если речь идет о мечети, в котором уже совершили намаз, то необходимо прочитать азан тихо, в противном случае присуствующие в мечети, услышав его, подумают, что наступило время другой молитвы.

Пророк ﷺ сказал Абу Саиду аль-Худри, да будет доволен им Аллах: "Я вижу что, ты любишь овец и пустыню. Если ты находишься со своими овцами или в пустыне, то повышай свой голос при совершении азана к молитве, так как любой джинн, человек, или вещь, в пределах слышимости твоего голоса, будет твоим свидетелем в День воскресения». (Аль-Бухари, 584)

То, что касается джамаат женщин:

Женщинам не желательно исполнять азан, потому как их голос может стать причиной соблазна мужчин.

Им желательно исполнить икамат[1], потому что икамат возвещает присуствующих о начале молитвы, и в нем не поднимают голос как в азане.

 

  1. 7. Наступление времени. Пророк ﷺ сказал: «Когда наступит время молитвы, то пусть кто-нибудь из вас исполнит азан для вас». (Аль-Бухари 603, Муслим, 674)

Так как намаз не совершается кроме как при наступлении его времени, и цель азана сообщить о наступлении времени молитвы. Исходя из этого преждевременное его исполнение не засчитывается по единогласному мнению ученых, кроме утренней молитвы, здесь разрешается исполнить азан, начиная с полуночи, как об этом будет упомянуто в суннах азана.

 

Желательные действия азана

При исполнении азана желательными являются следующие действия:

  1. 1. Повернутся в сторону киблы. 
  2. Так как кибла - это самая почтенная сторона, как об этом передается от саляфов[2] и халяфов[3].

 

  1. 2. Пребывание в ритуальной чистоте, от малого и большого осквернения.
  2. Человеку в состоянии нарушения омовения нежелательно исполнять азан, а человеку в состоянии большого осквернения крайне нежелательно. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине не люблю я поминать Аллаха кроме, как будучи чистым, - или он сказал, - В состоянии очищения". (Абу Давуд, 17 и др.)

 

  1. 3. Исполнение азана стоя.
  2.  Пророк ﷺ в своем хадисе говорит: «О Биляль, вставай и призови к молитве».

 

  1. 4. Поворачивать шеей, не грудью, в правую сторону при произнесении слов «Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h» и в левую сторону при произнесении слов « Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I».

Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах,  сказал: «Я видел как Биляль исполняет азан, и я стал следить, как он поворачивается направо и налево, произнося слова "Спешите на молитву! Спешите к спасению!" (аль-Бухари, 608)

 

  1. 5. Размеренное и мелодичное произнесение слов азана.
  2. Азан это оповещение тем, кто не знает о наступлении времени, а его красивое и мелодичное исполнение будет более доходчивым оповещением.

 

  1. 6. Произнесение про себя муэдзином слов свидетельствования (Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h и Ашhаду анна МухIаммадан Расу́лу-Лла́h)  прежде чем произнести их в слух.
  2. Это действие именуется (тарджи’) Это подтверждается словами Пророка ﷺ передаваемыми от, Абу Махзуры, да будет доволен им Аллах: «..затем он повторяет и говорит: «Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h». (Муслим, 379)
  1. 7. Тасвиб в утреннем азане.
  2. Тасвиб - это произнесение два раза слов «ас-саляяту хайрум-минан-навм» после слов «Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I», так как об этом упоминается в хадисе от, Абу Давуда под № 500.

 

  1. 8.Чтобы муэдзин имел высокий, мелодичный и красивый голос. 
  2. Это смягчает сердца услышавших, и это побуждает их ответить на призыв к молитве. Пророк ﷺ сказал Абдуллаху ибн Зайду, да будет доволен им Аллах, который увидел азан во сне: «Встань вместе с Билялом, и произнеси то, что ты видел во сне, и пусть он исполнит азан, так как его голос громче и красивее твоего». (Абу Давуд, 499 и др.)

 

  1. 10. Чтобы муэдзин был человеком известным среди людей своим благим нравом и праведностью
  2.  Праведность - это основной показатель принятия его уведомления о временах намаза, так как сообщение от нечестивца не принимается.

 

  1. 11. Не затягивание азана его воспеванием
  2. Воспевать азан подобно песне является нежелательным.

 

  1. 12. Желательно для утреннего азана иметь двух муэдзинов.
  2. Это для того, чтобы один из них исполнил азан до наступления времени утренней молитвы, а другой после его наступления. Доводом этому является следующий хадис Пророка ﷺ: «Поистине Биляль дает азан ночью, кушайте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактума». (аль-Бухари, 592  Муслим, 1092)

 

  1. 13. Слушающему азан, сунной является проявить молчание, и повторять за муэдзином слова, которых он произносит.
  2. этому довод слова Пророка ﷺ: «Когда вы услышите призыв, говорите то же самое, что говорит муэдзин» (То есть повторяйте за ним)(аль-Бухари, 586 Муслим, 383)

 

Однако  после слов "Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h" и "Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I" он говорит слова «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh». В хадисе от аль-Бухари и Муслима (версия от Муслима) говорится: «А когда он скажет:  «Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h», он (слушающий) скажет:  «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh» а когда он скажет: «Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I», он (слушающий) скажет:  «Ля хIавля ва ля къуввата илля би Лляh». И в конце хадиса говорится: «И кто скажет это от всего сердца войдет в рай». (аль-Бухари, 588 Муслим, 385)

Также, при упоминания слов тасвиба (произнесение в утреннем азане два раза слов ас-саляяту хайрум-минан-навм), желательно сказать слова «Саддакъта ва барирта».

 

  1. 14. Мольба к Всевышнему и чтение салавата Пророку ﷺ после азана

Для человека услышавшего азан и для муэдзина самого, желательно после завершения азана прочитать слават Пророку ﷺ  и обратиться с мольбой которая передается от Пророка ﷺ.

От Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал как Пророк, мир ему и благословение говорил: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем благословляйте меня (читайте салават). Поистине, того кто благословляет меня, Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня "аль_Василя". Это место в Раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня "аль-Василя", будет удостоен заступничества». (Муслим, 384 и др.)

Также от Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто скажет (после того, как) услышит призыв (к молитве):

 اللّهُـمَّ رَبَّ هَذِهِ الدّعْـوَةِ التّـامَّة وَالصّلاةِ القَـائِمَة آتِ محَـمَّداً الوَسيـلةَ وَالْفَضـيلَة وَابْعَـثْه مَقـامـاً مَحـموداً الَّذي وَعَـدْتَه

Перевод: «О Аллаh, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду к «аль-Василя» и к высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему», - получит мое заступничество в День Воскресения». (аль-Бухари, 579 и др.)

Муэдзин произносит салават Пророку ﷺ и дуа после азана голосом меньшим чем, он исполнял азан и желательно отделить его от азана, чтобы не казалось, что это слова из самого азана.

 

 

 

 

 

[1] Ика́мат (араб. إقامة‎) — второй, после азана, призыв на молитву, читаемый непосредственно перед совершением обязательной молитвы.

[2] Саляфы (араб. سلف‎ — предки, предшественники‎), праведные предшественники (араб. السلف الصالح‎‎) — первые три поколения мусульман, включая сподвижников пророка Мухаммада, их последователей (табиин) и последователей последователей (таби ат-табиин).

[3] Халяфы (араб. خلف – потомство, более позднее поколение) ученые поколений после саляфов.