Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 17 (Среда)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Намаз возлагается на каждого разумного, совершеннолетнего мусульманина, на мужчину и женщину не находящуюся в состоянии менструации и послеродовых выделений.

Намаз не возлагается на кафира (неверного), так как в этом мире его намаз будет недействительным, пока он не примет ислам.

Но, однако, он понесет за за это наказание на том свете так как, у него была возможность совершить его, приняв ислам. На это указывает следующий аят Корана:

مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ * قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ* وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ الْمِسْكِينَ* وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ الْخَائِضِينَ* وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ الدِّينِ* حَتَّى أَتَانَا الْيَقِينُ

«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)».

(Сура аль-Муддассир, аяты 42-47)

 

Также намаз не возлагается на маленького ребенка, так как на него не распространяются шариатские обязанности (таклиф), подобно тому как намаз не возлагается на умалишенного или одержимого человека, из-за  их неспособности осознанию этого. Намаз не возлагается и на женщин, у которых начались месячные или послеродовые выделения, так как он будет у них недействительным, так как присуствует причина препятствующая совершению намаза, а именно состояние осквернения.

В случае, когда неверный принимает ислам, то он не обязан возмещать намазы, так как это может стать причиной отталкивающей его от религии. На это указывает следующий аят Корана:

قُل لِّلَّذِينَ كَفَرُوا إِن يَنتَهُوا يُغْفَرْ لَهُم مَّا قَدْ سَلَفَ

«Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом».

(Сура аль-Анфаль, аят 38)

 

 

Однако, вероотступник обязан возмещать все намазы которых, он оставил за то время, пока он пребывал в ридде (вероотступничестве). То есть, он возмещает их после того как он снова вернется в ислам. Это является наказанием для него.

Женщины, пребывавшие в состоянии месячных или кровотечения после родов, не должны возмещать пропущенные за это время намазы, так как в этом для них имеется большая трудность.

Также умалишенные или потерявшие состояние тоже не обязаны возмещать те намазы, которых они пропустили в этом состоянии. Доказательством этому является следующий хадис Пророка ﷺ: «Перо не записывает деяния трех людей: спящего, пока он не проснется; ребенка, пока он не достигнет созревания; и одержимого джинами, пока он не обретет разум или не придет в себя». (Абу Давуд, 4403)

Хадис пришел в отношении одержимого джинами, однако, по аналогии с этим распространяется на все случаи лишения рассудка. Нужно отметить что те, кто проспал намаз, должны его возмещать, так как имеется хадис, который указывает на это: «Тот, кто проспал намаз или забыл его совершить, то пусть непременно совершит его».

 

Необходимо повелевать ребенку совершать намаз когда ему исполнится семь лет, и необходимо наказывать за его оставление, когда ему исполниться 10 лет. Это делается для того, чтобы он привык к совершению намаза до совершенолетия.

Пророк, мир ему и благословение сказал: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет». (Абу Давуд, 494 и ат-Тирмизи, 407)