Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 24 (Среда)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Повторное совершение намаза  - это когда человек сначала совершает любую из обязательных молитв, но потом удостоверившись в том, что его намаз был совершен с определенными недостатками, или пропуском определенных его адабов, совершает его заново уже в полноценном виде.

Согласно шариату такое действие является желательным.

Например, если человек совершил обеденный намаз вне коллектива, а затем у него появляется возможность совершить его в коллективе, то ему становиться желательным, совершить его заново в джамаате. В таком случае обязательным для этого человека бужет тот намаз, что он совершил первым, то есть, в одиночку, а тот намаз, который он совершил в джамаате, у него записывается как желательный.

 

Однажды Пророк ﷺ совершил утреннюю молитву, и увидел двух мужчин, которые не молились вместе с ним. Он сказал: «Что вам мешало совершить намаз вместе с нами?» Они ответили: «О, Посланник Аллаха, Мы уже совершили намаз дома». Он сказал: «Не делайте так. Если вы совершили намаз у себя дома, а затем пришли в мечеть, где есть джамаат, то совершайте намаз вместе с ним, и этот намаз для вас будет дополнительным». (ат-Тирмизи, 219)

В том случае, если в первом намазе который вы совершили, нет никаких изъянов, или он не будет превосходить над вторым в полноценности, то в этом случае, не является сунной совершать его заново .

 

Возмещение намаза

Возмещение намаза - это совершение намаза после того как предписанное для его совершения время вышло, или же не осталось времени, которое было бы достаточно для совершения хотя бы одного ракаата и больше. Если осталось из времени столько, сколько хватает для совершения одного ракаата то, как мы упоминали выше, такой намаз считается совершенным своевременно, и он не будет относиться к возмещаемым.

 

Большинство ученых, (джумхур) из различных мазхабов едины в том, что человеку оставившему намазы необходимо их возмещать, по какой бы то причине он их не оставлял, по забывчивости или же умышленно, с единственным лишь отличием, что человек пропустивший намаз по шариатски обоснованной причине как например, сон или забывчивость, не получит за это греха и он не должен сразу же его возмещать, а тот, кто оставил намаз, не имея на это шариатски обоснованной причины, то есть  оставил намаз умышленно, должен сразу же поспешить с его возмещением, при этом он получает грех за оставление намаза.

 

Доводом на необходимость возмещения пропущенных намазов является следующий хадис Пророка, мир ему и благословение: «Тот, кто проспал намаз или же забыл его совершить, то пусть совершит его тогда, когда вспомнит, поистине нет ему искупления кроме ее совершения» (Бухари, 572 и Муслим, 684)

Слова «поистине нет ему искупления кроме ее совершения» указывают на необходимость возмещения пропущенных намазов, какое бы большое количество он не пропустил или же, сколько бы много времени не прошло.