Каждый достигший совершеннолетия умственно полноценный мусульманин, для которого пост является посильным, обязан соблюдать его.
Есть три причины, по которым тот, для кого пост является обязательным, может пропустить его:
1) Болезнь
Если во время Рамадана человек болеет, и соблюдение им поста может привести к серьезным осложнениям, или к сильным болевым ощущениям, то ему разрешается разговение с намерением возместить пропущенные посты после выздоровления.
Если есть опасение, что соблюдение поста может привести человека к смертельному исходу, то разговение в таком случае является обязательным.
2) Длинный путь
Условием для разговения в пути является:
- протяженность пути должна быть не меньше 81 километра;
В коротких сафарах сокращение и объединение намаза или прерывание поста не дозволяется.
- путь должен быть дозволенным шариатом;
Для того кто совершает харамные поездки не дозволяется разговение. К примеру, путь для приобретения запретного (табачной или алкогольной продукции и т. п.), для посещения запретного (концерты, свадьбы с музыкой или спиртным и т. п.), для просмотра запретного (бои животных или бои смешанных единоборств и т.п.) и другие подобные этим поездки.
Человек, который находится в таком пути, является совершающим грех до самого возвращения домой или изменения цели своего пути. И он не имеет право воспользоваться облегчениями шариата.
- путь должен продолжаться в течении всего дня;
Если человек вначале дня находился дома и соблюдал пост и потом вышел в путь, ему не дозволяется разговляться.
О том, что путник и больной имеют право на прерывание или несоблюдение поста говорится в следующем аяте:
( فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ)
(А тот, кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время)
3) Немощность человека
Тот, кто не в состоянии соблюдать пост из-за старости или из-за болезни, от которого нет исцеления, не обязан его соблюдать и с него спадает ответственность.
Вместо поста за каждый пропущенный пост такой человек выплачивает по одному мудду (около 600 гр.) пропитания.
Доводом этому является следующий аят:
(وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ)
(А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка)
(Сура Бакара, аят 184)
То есть, в этом аяте говорится о той категории людей, которые с трудом пытаются соблюдать пост, но не могут.
Ибн Аббас сказал: «В этом аяте имеются в виду старый человек и старая женщина, которые не могут соблюдать пост. Они вместо взамен каждого поста должны накормить бедняка». (Бухари 4235)