Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 19 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Определение поста

     Лексическое значение слова «ас-Савм» (пост) в арабском языке:

    В арабском языке «пост» звучит следующим образом: «ас-сыям» или «ас-савм».

Лингвистическое значение слова «ас-савм» и «ас-сыям» это воздержание от чего-либо, будь это высказывание чего-либо или приём во внутрь. Подтверждением тому служат слова Марьям, приводимые в Коране (смысл):

 

إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا

    «Поистине я дала Милостивому обет поста»  (Сура Марьям, аят 26)

т. е. дала обет не говорить ничего.

 

    Шариатское определение поста «ас-Савм»

    Пост «ас-Савм» - это воздержание от всего, что нарушает пост, от рассвета до захода солнца, с намерением соблюдать пост.

 

История поста

 

    Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шаабан, во втором году по Хиджре. Сам пост имел место и до Ислама, он был предписан Всевышним и предыдущим народам, а также его соблюдали иудеи и христиане до прихода Пророка.

    Аллах в Коране сказал (смысл):

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

 

     «О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (Сура аль-Бакара, аят 183).

 

    Пост этой уммы отличается от поста прежних народов тем, что умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) обязательный пост вменен именно в месяц Рамадан.

 

Доводы указывающие на обязательность поста

 

    Основными доводами которые указывают на обязательность соблюдения поста являются следующий аят и хадисы:

 

     Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

 

    «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост...»   (Сура аль-Бакара, аят 185)

 

    Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает от Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплачивании закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан. (Бухари, 8; Муслим, 16)

 

    Также сообщается что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, что я обязан соблюдать из поста?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Пост в месяце Рамадан» (Бухари 1792;  Муслим 11).

 

Оставление поста без причины

    Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто отрицает обязательность поста впадает в неверие (куфр). В шариатском фикхе такой поступок входит в категорию вероотступничества и от такого человека требуют немедленного покояния. Если после этого такой человек настаивает на своем и не желает каяться то ему выноситься смертный приговор. Для вынесения смертного приговора и приведения его в исполнение есть множество условий, о которых говориться в исламском фикхе.  Подобного рода вопросы рассматриваются богословами на шариатском суде.

 

    Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, но не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем). К примеру, мусульманин говорит: «Я знаю, что поститься обязательно, но я не буду этого делать», – такой мусульманин попадает под категорию фасиков. Его действие в данном случае не рассматривается как вероотступничество.

 

    В подобных ситуациях правитель мусульман имеет право посадить такого человека в тюрьму и лишить его еды и питья в дневное время, чтобы тем самым он соблюдал внешнюю форму поста.