Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

Mar 28 (Thursday)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Первое:

Это искренность. Все благие деяния должны совершаться искренне ради Всевышнего Аллаха. В частности, когда дело касается талиба. Талиб на пути получения знаний должен искать только довольство Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах говорит:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ ۚ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ

А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, будучи единобожниками

То есть, Аллах повелевает нам служить искренне ради Него, какие-либо цели кроме Его довольства делают деяния тщетными.

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине деяния оцениваются по намерениям, и поистине каждому человеку будет то, что он намеревался обрести». Также в другом хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Первым кого сожжет огонь ада, и да убережет Аллах от огня три раза… ученый который не желал посредством своих знаний довольства Аллаха и чтец, который не желал своим чтением довольства Аллаха…» (Муслим)

 

Сегодня талибы это и будущие алимы, которые познают науку, они и чтецы Книги Аллаха, если они на этом пути преследуют что то другое, кроме довольства Аллаха, то их ждет очень суровое наказание, о котором Посланник Аллаха ﷺ говорит в этом хадисе. Причиной такого наказания стало отсутствие у них исхласа (искренности) на этом пути. Да убережёт нас Всевышний от такого наказания.

 

О талиб, если ты желаешь чтобы Аллах возвысил тебя в этом мире и в ахирате, то добейся искренности в своей душе. Имам Бухари когда писал свою книгу «аль-Джамиу Сахих», - он начал с хадиса «Поистине все дела оцениваются по намерению…», - чтобы, тем самым, напомнить ученым и тем, кто начинает изучение исламских наук о важности ихласа. Так же поступил и имам ан-Навави в своих книгах «Рияд ас-Салихин», «аль-Азкар», «аль-Арба’уна».

Поэтому даже малое деяние, совершенное с искренностью, превыше перед Аллахом, чем многочисленные деяния, в которых нет ихласа, ибо они не будут приняты, более того, человек сам будет наказан за них.

 

Второе:

 Талиб должен сторониться любых грехов. Ослушание Аллаха затмевает сердца верующих. Совершение грехов это поражение в борьбе с нафсом и шайтаном. Тот, кто согрешил, тот сбился с пути, он навлекает на себя гнев Аллаха. Поистине такое поведение не подобает талибу.

Талиб, ты остерегайся грехов больше ядовитой змеи, больше дикого зверя и сурового врага. Как же много тех, кто затмил свое сердце и разум грехами, после которого они не смогли заняться ни учебой, ни поклонением. Ты должен стойко придерживаться пути Аллаха и не сходить с него. Всевышний Аллах сказал:

فَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ وَمَن تَابَ مَعَكَ

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой».

Будь твердым на прямом пути и придерживайся Корана и Сунны Пророка ﷺ и поступай согласно твоим знаниям из них. Такое поведение будет причиной благодати в твоей жизни и деяниях. Имам Шафи’ рассказывает, что он однажды пожаловался своему учитель Ваки’у на ухудшение своей памяти. Тогда Ваки’ посоветовал ему прекратить совершение грехов. Он сказал: «Знания это свет и свет Аллаха не дается грешнику».

 

 Действительно очень многие пытались получить знания у разных шейхов, учились во многих исламских заведениях, но они не смогли довести это дело до конца, оставили обучение по самым разным причинам. Но не многие догадываются, что основной причиной всему этому являются грехи, которые лишают человека бараката, особой милости Аллаха и его помощи. А без этого достичь понимания Корана и Сунны невозможно. Поэтому талиб должен сторониться грехов и часто просить прощения у Аллаха, даже если дело касается самых маленьких прегрешений.

 

Третье:

Талиб должен беречь свое сердце от любви к мирскому. Этот мир и ее красота привлекает человека, но когда человек отдает сове сердце и разум мирским благам и ее красоте, он ставит свет знаний и мудрости исходящий от Корана и Сунны на второе место. Такое положение дел это и есть преграда на пути получения шариатских знаний. Ради дунья такой человек жертвует знаниями и учебой. Как Пророк ﷺ сказал: «Дунья проклята и проклято то, что находится в нем, кроме поминания Аллаха .. и ученого и ищущего знания» Тирмизи, Ибн Маджах. Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы опасайтесь мирского и остерегайтесь женщин». Муслим

 

Это не значит, что ты не должен пить или кушать или одеваться, все это является необходимостью. Порицаемым является, когда дунья начинает занимать сердце человека и становится его основной заботой. Как много мы сегодня видим тех, кто ушел в поисках мирского богатства и потерялся, забыл свою религию, ее заветы, и имущество стало целью его жизни. Посланник Аллаха ﷺ  сказал: «Я не бедности боюсь для вас, я боюсь для вас от дунья». Бухари

 

О талиб, будь внимательным, самое ценное в этом мире это религия Аллаха и ее знания, если ты променяешь путь к этому свету Аллаха на что-либо мирское, то ты пропадешь на этом пути. Много было тех, кто искренне вступали на этот путь, потом дунья завладевала их сердцами и они жертвовали религией ради этого временного мирского блага.

 

Четвертое:

Это очень важное наставление талибу, алиму, проповеднику и другим лицам, имеющим отношение к религиозным знаниям – беречь свое сердце от гордыни. Поистине если шайтан не смог отваратить тебя от служения религии и поиска ее знаний, то он входит через другие двери и это зачастую может быть гордыня. Шайтан внушает человеку «ты ученый», ты проповедуешь на пути Аллаха, ты не занимаешься мирским, ты читаешь Коран, посмотри на других людей, посмотри на своих сверстников, чем они занимаются и т.д.

 

И если человек подается этим наущениям шайтана, то он погубил себя. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не войдет в рай тот, в чьем сердце находится хотя бы пылинка гордыни». (Муслим)

 

Когда шайтан начнет внушать тебе такие мысли, ты вспомни, что ты на самом деле никто, среди ученых нет твоего имени, история знает великих алимов, ты не сравнишься ни с кем из них, ты не сравнишься с искренними аскетами, не сравнишься с усердно поклоняющимися ему… так чем же тебе гордиться и быть довольным собой, в чем же твой успех и достижения. Неужели ты не вспоминаешь про сподвижников, про их жизнь и жертвы на пути Аллаха, про их любовь к Посланнику Аллаха ﷺ. Когда ты читаешь про знания этих людей, про их поклонение, их скромность, смиренность перед Аллахом, ты понимаешь что ты на самом деле никто. Так отстрани эти мысли от себя и не давай им место в твоем сердце, усердствуй в исправлении своего нрава и совершенствовании своего нафса, ибо такие мысли погубят итак малочисленные твои деяния. Восхваляй Аллаха за те блага, что у тебя есть и не думай, что это твое личное достижение.