Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

Mar 29 (Friday)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

   Автор: Мухаммад Ратиб Набульси

      Дорогие мои братья, вокруг празднования дня рождения Пророка, мир ему и благословение, есть большие разногласия. Есть те, кто считают празднование дня рождения Пророка, мир ему и благословение, нововведением и, что каждое нововведение - это заблуждение и каждое заблуждение ведет в огонь.

      Также есть те, кто считают, празднование мавлида чуть ли не обязательным и относят его к одному из видов поклонения. Эти оба мнения являются ошибочными, и истина находится где-то в середине между ними.

 

 

      Коранические доводы, которые указывают на празднование

      - Первый аят
     Всевышний Аллах говорит:

وَكُلّاً نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце﴿

      Всевышний Аллах рассказывает в Коране о том, что сердце Посланника Аллаха, мир ему и благословение, укрепляется и умиротворяется когда слышит повествования прежних пророков. Тогда каким же должно быть состояние нашего сердца, когда мы слышим повествования о господине всех посланников и пророков?! Каким должно быть наше душевное состояние, когда мы слышим о его прекрасных качествах, о его высокой степени перед Господом, его милосердии, мудрости, смиренности?!

      Этот первый довод из Корана указывает на то, что знание истории пророков и посланников является причиной укрепления имана. Так как благие качества дают эффект только тогда когда они воплощены в какую-то личность. Когда мы видим живой пример, который демонстрирует эти качества, носителя этого нрава, который ходит среди нас, показывает свою правдивость, честность, целомудрие и другие прекрасные черты характера, это действует на нас и меняет нас. И об этом говорится в том аяте, который мы привели в качестве довода.

 

      - Второй аят

       Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас познать Пророка, мир ему и благословение. Более того, познание жизни Пророка, мир ему и благословение, это часть нашей религии, так как первой формулой ислама являются слова: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха"

       Всевышний Аллах говорит в Коране:

أَمْ لَمْ يَعْرِفُوا رَسُولَهُمْ

Или же они не узнали своего Посланника? ﴿

      Этот аят указывает на то, что мы должны познавать нашего Пророка, мир ему и благословение, изучать его жизнь и религию.

 

      - Третий аят

قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ

Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым﴿ (Сура Сабаъ, аят 46)

      Этот аят призывает нас задуматься всем вместе и каждого по отдельности о том методе, с которым проповедовал Пророк, мир ему и благословение, о его нравах, мудрости – это веление Всевышнего для нас, так как данный аят требует этого.

 

Как нам праздновать мавлид

      Мы часто встречаемся с празднованием, которое представляет собой воспевание отрывков из биографии Пророка, мир ему и благословение, произношение высоких хвалебных речей и прочее. Но при этом наша жизнь и жизнь Пророка, мир ему и благословение, находится в абсолютно разных плоскостях.  

      Очень легко сыну хвалить благородного отца. К примеру, у тебя очень достойный отец, который по жизни добился больших успехов, но ты при этом даже не умеешь правильно читать и писать. Да, такой сын может хвалить отца, но при этом, это не прибавит сыну ни достоинства, ни знания. И такая хвала является излишней.

      Теперь же я говорю вам от всего сердца: как бы вы не хвалили Пророка, мир ему и благословение, и не благословляли его, если вы не будете придерживаться образа жизни Пророка - это празднование останется лишь празднованием, которое можно было бы отнести к нашей истории, традициям и обычаям.

      Но если при этом мы станем строго следовать сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение, в наших отношениях с женами (мужьями), детьми, соседями, в его милости и милосердии, правдивости, доверии, простоте, мы тогда действительно проводим празднование в честь рождения Пророка, мир ему и благословение.

      Если я грубоват в этой теме, вы извините меня, но степень Пророка, мир ему и благословение, она не такая, чтобы о ней поминали лишь один раз в году. Мы обязаны поминать его каждый день, необходимо, чтобы сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение, была во всех наших повседневных делах. Разве будет разумным поминать Пророка, мир ему и благословение, раз в году?! Его необходимо поминать каждый день. Так как его познание - это часть нашей религии. Ведь об этом говорили два предыдущих аята.

 

Мы обязаны изучать жизнеописание Пророка, мир ему и благословение

      Доводом этому является то, что слова и поступки Пророка, мир ему и благословение, не подобны словам и поступкам других обычных людей, когда они исходят от Пророка, мир ему и благословение, это сунна и пример для нашего подражания. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Я оставил для вас две вещи, если вы будете придерживаться их, то не собьетесь с правильного пути: Книгу Аллаха и сунну Его Посланника». (Малик 1395)

      То есть, для того, чтобы не сбиться с правильного пути нам необходимо изучать сунну Пророка, мир ему и благословение, а затем и следовать ей. Соответственно не познав его жизнь, мы не можем и понять Сунну. Исходя из этого, изучение жизни Пророка, мир ему и благословение, является обязательным.

 

Празднование мавлида не является отдельным видом поклонения

      Но если ты скажешь, что празднование в честь рождения Пророка, мир ему и благословение, является отдельным поклонением, я отвечу тебе: «Нет! Эти твои слова являются нововведением, которой нет основы в религии. Проведение мавлида входит под пункт призыва к исламу, ознакомления людей с историей Пророка и пункт «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и Мухаммад его раб и Посланник».

      Но утверждения о том, что мавлид является отдельным видом поклонения, являются беспочвенными, так как для каждого поклонения нужен отдельный довод. Также для того, чтобы запретить что-либо в шариате, нужен отдельный довод.

      Поэтому когда мы собираемся в мечети или дома и говорим о Посланнике Аллаха, мир ему и  благословение, его призыве, прекрасных качествах, ценностях, особенностях, это является причиной для смягчения наших сердец, укрепления имана и умиротворения.

 (Приведено с некоторыми сокращениями)

 

  От редакции www.ashari.ru:

      Шейх Мухаммад Ратиб Набульси является известным исламским ученым и проповедником. К проблеме празднования мавлида он предлагает взвешанный подход без проявления чрезмерности и крайности с обеих сторон. Мы попробуем раскрыть пункты, которых предложил шейх и кратко пояснить каждый из них:

 

      Выводы из первого аята

      Ни для кого не секрет, что поминание Пророка, мир ему и  благословение, его жизни, жизни сподвижников смягчает наши сердца, увеличивают наш иман. Мавлид должен носить именно такой характер. Все должно быть акцентировано именно на проблему имана, на положение самих мусульман и сравнение их жизни с жизнью Пророка, мир ему и благословение. Как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, получал умиротворение от слушания историй прежних пророков, так и мы должны укрепляться в своем имане и исправить свой нрав, слушая истории из жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение, и сподвижников.

     Об этом и говориться в первом аяте, смысл которого гласит: ﴾Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце﴿

      Некоторых людей раздражает само слово "мавлид", это крайность и невежество, ведь многие термины, которых мы сегодня используем в религии не было раньше, даже многие названия шариатских наук появились позднее. Что может решать само название, давайте тогда будем называть мавлид собранием для поминания Пророка, мир ему и  благословение. Дело не в самом названии, а в обоснованности самого действия и его составляющих.

 

      Выводы из второго аята

      Да, большая проблема, с которой мусульмане сегодня сталкиваются это всеобщее невежество в отношении религии. Многие мусульмане не знают должным образом жизнь Посланника Аллаха, мир ему и  благословение, не знают о его детстве, юности о том как ниспослалось к нему пророчество, через что ему пришлось пройти, чтобы донести эту религию до нас, как он относился к своей семье, родственникам, друзьям, соседям, как он строил отношения с приверженцами другой религии, какой была его внутренняя и внешняя политика во главе государства. 
    От этого незнания и исходят большие проблемы, конфликты в семье, в обществе, межличностные и межконфессиональные проблемы. И на фоне этого кризиса исламского образования, мавлид мог бы стать инструментом для борьбы с религиозным невежеством, с излишним фанатизмом с одной стороны и беспечностью в отношении религии с другой. Если бы исламские проповедники использовали мавлид как один из методов призыва к исламу, методов исламского просвещения, это непременно дало бы о себе знать. Форма в которой сегодня проходит мавлид, когда воспевают десятилетиями одни и те же хвалебные стихи стала неэффективной. Люди обладающие знанием должны, посещая такие собрания, использовать этот шанс для просвещения. Имамы и другие религиозные деятели должны понимать всю ответственность, которая лежит на них за умму. Им недостаточно сегодня просто посидеть на таком мажлисе, затем покушать и уйти. Такое поведение является небрежностью и халатностью в отношении религии. 

 

    Критика в отношении мавлида

      Определенная категория мусульман выражают свою критику в отношении мавлида. В большинстве случаев это восходит к ижтихаду со стороны некоторых ученых, а когда дело касается простых мусульман критикующих мавлид, в основном, это их невежество и фанатизм. Ниже я не буду приводить мнения ученых прошлого или настоящего об их отношении к празднованию мавлида, их позиция является широкоизвестной. Немного скажем о справедливой критике в отношении мавлида:

 

     1) Мавлид стал отдельным видом поклонения

      Да, если человек утверждает, что мавлид это определенный отдельный вид поклонения, который проводится с соблюдением определенных правил и в строго указанное время и при определенных обстоятельствах, то это становится нововведением, как об этом сказал выше шейх Набульси. Некоторые мусульмане убеждены, что каждое радостное событие должно сопровождаться проведением мавлида: рождение ребенка, возвращение с хаджа, свадьба, новоселье и прочее. Дело доходит даже до того, что часть из них выражает открытое негодование по этому поводу и считают отсутствие мавлида прямым пренебрежением к религии.  

      Это является ошибочным мнением. Мавлид не имеет к этим событиям прямого отношения и никак не связан с ними. Но если человек, к примеру, по завершении строительства своего дома, хочет пригласить своих близких и родственников в гости, при этом приготовил для гостей угощения, позвал имама насленного пункта и попросил его, чтобы он сделал небольшое наставления гостям, рассказал о жизни Пророка и сподвижников, в чем собственно запрет?! Как такое может противоречить шариату?! 

      Или приходится встречаться с такой ситуацией: у человека рождается ребенок, он проводит акику, режет барашку, готовит еду, друзья родственники приходят, разговаривают, общаются, смеются и расходятся. Критики мавлида в этом ничего порицаемого не видят, хотя действительно это так, ничего в этом нет, если бы не хадис Пророка, мир ему и благословение: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха Всевышнего, (всегда) покидают нечто подобное туше дохлого осла». (Этот хадис передали Абу Дауд 4855, Ахмад 2/389) То есть, люди которые уходят с собрания не упомянув там Всевышнего Аллаха, сравниваются с людьми которые сидят у туши дохлого отца и потом расходятся. В другой версии говорится, что они в Судный день испытают скорбь по этому поводу. Поэтому не лучше ли украсить этот мажлис поминанием Аллаха и его Посланника?!

     Если у каждого человека желающего провести мавлид именно такое убеждение и такая цель, то мавлид не будет являться отдельным видом поклонения.

 

     2) Тексты мавлида содержат слабые и недействительные сообщения

     Это отчасти правда, есть такие мавлиды, в которых есть необоснованные предания, некоторые даже противоречащие шариату слова и тексты. Над этим нужно работать людям обладающим шариатскими знаниями, пояснять для людей достоверное, слабое и выдуманное. Люди которые не имеют знания, они годами поют эти мавлиды, но они не могут отличать, что достоверно, а что нет. Тут серьезная работа для имамов и проповедников, ибо говорить от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение, выдуманное (если в мавлиде есть такое), то это один из больших грехов. 

 

     3) На мавлидах поют одни и те же тексты

     Здесь нужно пояснить, что мавлид не обязательно петь, можно просто говорить о Посланнике Аллаха, мир ему и  благословение, рассказывать о случаях из его жизни, о сподвижниках, о ценности поминания Аллаха, чтения Корана и т.д. Но нельзя быть и придирчивыми, так как жизнь Посланника Аллаха, мир ему и благословение, она такая, что хоть сотни раз слышать о ней, она истинным верующим не надоедает,она привлекает и завораживает. Исполнители мавлида в основном сами  люди не сведующие, они не могут разнообразить мавлид разными историями и хадисами, поэтому опять таки ситуацию могут исправить обладатели каких-то знаний, они должны рассказывать, проповедовать, задавать вопросы людям, отвечать на них и т.д.

     Встретился со случаем когда один имам растянул лекцию на мавлиде и не осталось времени для самого "мавлида" (то есть, его пения) и некоторые стали выражать недовольство этим. Это явная ошибка и невежество этих людей. Так как нет определенной формы проведения мавлида, мавлид - это только напоминание, это мажлис зикра и все, нет четких границ, форм проведения или ограниченного времени. 

 

     Из вышесказанного видно, что можно придти к единству в вопросе мавлида, придерживаясь срединного подхода, который нам предлагает шейх Мухаммад Ратиб Набульси. А некоторые дополнения, которых  я привел к словам шейха и краткие ответы и решения на вызовы справедливых критиков, открывают широкие пути для компромисса в этом вопросе. 

     И в конце, еще раз хочу отметить, решающую роль в решении этого спора и сложившейся ситуации могут только проповедники, имамы и другие обладатели знаний, которые должны со всей серьезностью отнестись к вопросу и принять решительные шаги по объединению мусульман. А наиболее эффективный метод решения проблемы мы предложили выше основываясь на мудром подходе шейха Мухаммад Ратиб Набульси.

Да поможет нам Всевышний Аллах преодолеть наш фанатизм, невежество, и одарит искренностью и любовью к религии.