Крайне нежелательным (карахату тахрим)1 является совершение намазов в следующие временные промежутки:
1. Когда солнце находиться взените, кроме пятничного дня;
2. После утреннего намаза пока солнце не поднимется над горизонтом на высоту копья;
3. После предзакатной молитвы (Аср), до полного заката солнца;
Доказательством этому является то, что передает Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предостерегал нас от совершения намаза и предания умершего человека земле, в трех периодах времени: когда солнце начинало появляться из-за горизонта (его круг), пока она (немного) не поднимется (с горизонта), когда наступит полдень (когда солнце в зените), пока она отклониться (от зенита), и когда солнце приобретало желтоватый оттенок когда оно заходит, пока оно полностью не исчезнет (за горизонтом)». (Муслим, 831)
Необходимо подчеркнуть, что это нежелательность связана лишь с теми случаями когда у намаза нет предварительной причины или же если люди умышленно хоронят своих мертвых в эти времена.
Если же умершего хоронят в это время не преднамеренно, а лишь по совпадению с этим временем, или у намаза есть предварительная причина как совершение омовения, за которым совершается сунна-намаз, намаз приветствия мечети, или же возмещение пропущенных намазов, то в этом случае нет нежелательности в этом.
На отсутствие нежелательности в подобных ситуациях указывают следующие доводы:
От Анаса, да будет доволен им Аллах: Пророк ﷺ сказал: «Кто забудет совершить намаз, пусть совершает его тогда когда вспомнит его, поистине нет ему искупления, кроме его совершения». (Бухари, 572 и Муслим, 684).
Также на это указывает следующий аят:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура Та-Ха, аят 14).
Слова «тогда когда вспомнит его» указывают на то, что время когда он вспоминает о намазе и является временем, в котором он должен совершить намаз, если он забыл его совершить или проспал. Быть может, что человек забыл совершить намаз, и потом вспомнит об этом в одном из периодов, в которых нежелательно совершать намаз, исходя из вышеприведенного хадиса ему следует тот же час его совершить, отсюда ясно, что этот случай является исключением, и не попадает под нежелательность.
В другом хадисе, переданном от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, говорится, что Пророк ﷺ совершил два ракаата намаза после предзакатной молитвы (Асра), и тогда она спросила его об этом, и он сказал: «О дочь Абу Умаййи, ты спросила о двух ракаатах (которых я совершил) после предзакатной молитвы, поистине ко мне пришли люди из племени Абдуль Кайс и они отвлекли меня от совершения двух ракаатов которые идут за обеденным намазом, и вот этими два ракаата и были то, что я совершил». (Бухари,1176 и Муслим,834)
Аналогичное решение, что было принято в отношении возмещаемых намазов, применяется и ко всем остальным случаям, когда у намаза есть предварительная причина.
Полностью исключается из периодов, в которых есть нежелательность совершения намаза, мечеть аль-Харам в Мекке, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О дети Абдуманафа не отвергайте никого из тех кто совершит обход вокруг этого дома, или совершит в нем намаз в какой бы час дня и ночи это не было». (Ат-Тирмизи: 868, Абу Давуд: 1894).
(Статья из серии уроков по фикху, все статьи по фикху можно читать в разделе "Намаз")
[1] Макрух тахриман или карахату тахрим является повелением воздержаться от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.