Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

آذار 28 (الخميس)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

 

Необходимо выбрать подходящее время для визита. Длительность визита должна соответствовать твоему статусу и тому положению, которое ты занимаешь перед хозяином дома, также и тому состоянию, в котором в это время пребывает хозяин дома. Не засиживайся долго и не создавай затруднений для людей. Не ходи в гости в неподходящее для этого время. Также не стоит заходить к людям в то время, когда они обычно кушают, спят или отдыхают.

 

Имам Навави говорит в своей книге «аль-Азкар»: «Для мусульманина является очень желательным посещение хороших людей, братьев по вере, соседей, друзей, родственников, проявлять уважение к ним, и почитать их, укреплять с ними отношения и не разрывать их. Но длительность визита зависит от их положения, статуса и наличия у них свободного для этого времени. Желательно чтобы визит был таким, которому бы они обрадовались и в такое время, когда это подходит хозяевам. Существует много известных хадисов и преданий по этому поводу».

 

 

Этика ведения разговора и беседы со старшими или младшими

 

При разговоре с хозяином дома ты должен вести беседу, которая наиболее подходит его статусу, при этом соблюдая  ее краткость. Если ты являешься самым младшим в кругу сидящих, то тебе не стоит разговаривать, кроме как отвечая на вопрос адресованный тебе одним из присутствующих. Или говори только тогда, когда ты  будешь уверенным, что твоя речь будет уместной на этом месте, обрадует и вызовет их довольство. Не затягивай свою речь. Старайся соблюдать этические нормы такого собрания, также этику обращения к другим и ведения своего разговора.

 

 

Этика приветствия семьи, которую ты посещаешь и проявления уважения к почтенным представителям их семьи

 

Когда ты войдешь на место собрания людей, поприветствуй всех присутствующих. А пожимая им руки, начинай с самого почтенного среди них, или самого знающего, или самого богобоязненного, или самого старшего, то есть, с того, кто имеет в себе подобные  атрибуты почитаемые шариатом. Не начинай рукопожатие с первого встречного, даже если он стоит в самом первом ряду, или с правой стороны от тебя, если этот человек менее почтенный среди других в данном собрании. Более того, необходимо начинать с того, чьи благородные черты и эпитеты превосходят других присутствующих. Если же ты не знаешь, кто среди них почтеннее или они равны в этом, то начинай с самого старшего из них. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Уважайте старшего» - то есть дайте предпочтение старшему. В другом риваяте говорится: «Уважайте тех, кто старше по возрасту». (Бухари, Муслим)

Также передается «Начинайте со старших» (Абу Я’ля, Табарани)

 

 

Этика пребывания в гостях вместе с другими

 

После прибытия на какое-либо собрание не стоит садиться между двумя сидящими, садитесь с краю от них, либо справа либо слева. Поистине наш господин Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Пусть никто не сядет между двумя сидящими без их разрешения». (Абу Давуд)

 

 Тому, кто сел между двумя сидящими (если сидящие подвинулись или уступили ему место, проявив к нему уважение), желательно сидеть с собранностью, при этом, не скрещивая ноги. Ибн Арабий сказал: «Некоторые мудрецы сказали: «Два человека относятся к числу несправедливых: человек, которому дали совет, а он воспользовался им для совершения греха, и человек, которому там где люди сидят тесно, уступили место, а он сел скрестив ноги».

 

Если ты сел между людьми, тебе не следует прислушиваться к их разговору, если их разговор относится к их тайне или является их личной беседой. В противном случае твой поступок будет рассматриваться как невоспитанность, и некрасивое поведение.

 

Наш Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто будет подслушивать чей-либо разговор, в то время когда они не желали бы этого, в Судный день в его уши зальют расплавленный свинец». (Бухари и др.)

 

Знай, что тебе непозволительно шептать на ухо своему собеседнику что-либо, когда вы  находитесь втроем. В таком случае, ваш собеседник почувствует  свою изолированность, и отчужденность. Из-за этого в его голову могут приходить самые разные мысли. Такое поведение не подобает мусульманам. Поэтому Пророк ﷺ отвергал подобные неподобающие мусульманам плохие качества говоря: «Не шепчутся двое, в присутствии третьего». (Имам Малик, Абу Давуд)

 

В этом хадисе Пророк ﷺ не говорит об этом в  форме запрета, а просто повествует о недопустимости этого, тем самым, указывая на то, что подобного рода ошибки не могут быть у мусульманина, так как человеческая натура сама отвергает подобного рода изъяны.  

 

 Ибн Умара спросили: «Если же их будет четверо?» Он сказал: «Тогда можно» - то есть, тогда нет запрета в том, чтобы пошептаться и делиться секретами».