Исламский университет имени имама Ашъари

Поздравляем всех мусульман с наступлением священного месяца Рамадан!!!

Время намаза (Хасавюрт).

мая 19 (Воскресенье)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Вопрос: Расскажите пожалуйста о положении талкина в шарите. Является ли это действие обоснованным, какова позиция 4 мазхабов относительно талкина?

 

Ответ:

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

Талкин – это когда один из числа мусульман садится у могилы его покойного брата мусульманина (или сестры мусульманки) после его погребения и напоминает ему о свидетельстве, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха, и напоминает некоторые важные вопросы из исламской акиды, о том, что смерть является истиной, также рай и ад являются истиной, и Аллах воскресит тех, кто в могиле и др. После этого находящиеся рядом с могилой попросят для него помощи при могильном допросе ангелов.

 

Нет специально указанной формы для талкина, любая форма, которая охватывает вышесказанное, будет являться талкином.

 

Хадисы, которые передаются по этой теме:

1. После сражения при Бадре Посланник Аллаха, мир ему и благословение, обратился к телам убитых неверных и стал звать каждого из них по его имени и имени его отца: «О такой-то сын такого-то, о такой-то сын такого-то, разве вас не обрадовало бы то, что вы покорились Аллаху и его Посланнику?! Поистине, мы нашли нашего Господа истинным, нашли ли вы то, что обещал ваш господь истинным?!»

Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с телами, у которых нет душ?!» Пророк, мир ему и благословение, ответил ему: «Клянусь тем в чей власти находится душа Мухаммада, вы не слышите то, что я говорю лучше, чем они». (аль-Бухари)

 

2. От Анаса ибн Малика передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда раба положат в его могилу и его покинут его друзья, он слышит стук их сандалий (от их шагов), (в этот момент) к нему приходят два ангела, они посадят его и скажут: «Что ты говорил по поводу этого человека (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует)? Что касается верующего, то он скажет: «Я свидетельствую, что он раб Аллаха и его посланник». Тогда ему скажут: «Посмотри на твое место в огне, Аллах заменил его тебе на место в раю». И он увидит эти оба (места)…» (аль-Бухари, Муслим)

 

3. От Усмана ибн Аффана передается, мир ему и благословение, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после погребения покойного становился у его могилы и говорил: «Просите прошения для вашего брата и просите для него помощи при допросе». (Абу Давуд)

 

4. От Са’ида ибн Абдуллаха аль-Авади передается: «Я видел как Абу Умама аль-Бахили, находясь в предсмертной агонии, сказал: «Когда я умру поступите со мной как повелел Посланник Аллаха, мир ему и благословение. Он (Пророк, мир ему и благословение) сказал: «Когда умрет кто-либо из ваших братьев и вы приравняете землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его могилы и скажет: «О Фулян сын Фуляны[1] – поистине он (покойный) слышит, но не отвечает, - затем (пусть читающий) скажет: «О Фулян ибн Фуляны», - и тогда он (покойный) садится. Затем (пусть читающий еще раз) скажет: «О Фулян ибн Фуляны», - тогда тот (покойный) скажет: «Наставь нас», - но вы не слышите (это). Тогда пусть он (читающий) скажет: «Ты помни то, с чем ты покинул этот мир – (это) свидетельство, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и поистине Мухаммад его раб и посланник, и что ты был доволен Аллахом как Господом, исламом как религией, и Мухаммадом как пророком, и Кораном как имамом». После этого ангелы Мункар и Накир возьмут друг друга за руки и скажут: «Пойдем, для чего нам садиться с тем, кому подсказали его ответы». (ат-Табарани)

 

Из первых трех достоверных хадисов мы извлекаем следующие положения:

а) покойный слышит, когда к нему обращаются. Более того, он слышит шаги проходящих мимо;

б) покойного допрашивают в могиле;

в) является желательным просить прошения грехов для покойного после погребения и просить для него помощи при могильном допросе;

 

А четвертый хадис он не относится к числу достоверных, но ученые приняли его так как есть подтверждающие его доводы. Ученые говорят: «Если покойный слышит, то пусть он услышит от нас такие слова, в которых он сейчас так нуждается. Более того, у нас есть правило, которое гласит, что слабый хадис применяется когда речь идет о ценности деяния «Фадаил аль-а’маль».

 

Слова ученых четырех мазхабов по поводу талкина:

Имам ан-Навави в своей книге «Равдату ат-Талибин» говорит: «О желательности талкина высказались множество ученых нашего мазхаба. Из них Кади Хусейн, автор «Татимма» Абу Са’д аль-Мутавалли, Шейх Наср аль-Макдиси и др. Хадис о талкине является слабым, но когда речь идет о ценности деяний (Фадаил аль-а’маль), то обладатели знаний из числа мухаддисов и другие разрешают его применение. Этот хадис также подкрепляется другими достоверными хадисами, такими как: «Просите для него помощи при допросе». Также этому побуждает и завещание Амра ибн Аса, в котором он говорит своим близким: «Стойте у моей могилы (после моего погребения) столько времени, сколько было бы необходимо, чтобы зарезать верблюда и раздать его мясо, чтобы я обрел спокойствие вашим присутствием, и пока я не узнаю с чем вернутся посланники моего Господа (ангелы) от меня». Люди Шама читали талкин еще с первых веков и в эпоху тех людей (ученых), за кем все следуют».

 

Также имам ан-Навави в своих фетвах говорит: «Что касается талкина, который является распространенным в Шаме после погребения покойного, то более правильным мнением в этом вопросе является его желательность. Из тех, кто сказал о желательности талкина были такие учёные, как Кади Хусейн, Абу Саад аль-Мутавалли, шейх Абу ль-Фатх Наср аль-Макдиси, Абу ль-Касим ар-Рафи’и и др.» (Фатава Имама ан-Навави 1/42)

 

Факих Аляу Ддин аль-Мардави аль-Ханбали в своей книге «аль-Инсаф» говорит: «Является желательным читать талкин для покойного после его погребения согласно мнению большинства ученых (ханбалитов)». (Книга «аль-Инсаф фи ма’рифати рражих», Глава о погребении)

 

Ханафитский факих Абу Бакр ибн Али ибн Мухаммад аль- Хаддад говорит: «Что касается талкина покойного, оно является дозволенным среди ученых Ахлю Сунны». (Книга «Шарх ль-Мухтасаруль Кудури», Глава о погробении)

 

Абу ’Абдуллах ибн Мухаммад ибн Юсуф аль-’Абдари передает: «Абу Хамид сказал: «Является желательным прочитать талкин для покойного после его погребения». Также ибн Араби говорит: «После того как покойного опускают в могилу, является желательным в тот же час прочитать на него талкин, это деяние праведных благочестивых людей Медины». («Таж аль-Иклиль Мухтассар аль-Халиль, Глава о погребении)

 

Имам ан-Навави говорит в книге «аль-Азкар»: «У шейха аль-имама Абу Амра ибн Саляха, да смилуется над ним Аллах, спросили об этом талкине. Он сказал в своих фетвах по этому поводу: «Талкин - это то чему мы отдаем предпочтение и практикуем. Его упоминают множество наших ученых из Хорасана». Он также сказал: «По поводу этого передается хадис Абу Умамы, его цепочка является слабой, но он подкрепляется другими передачами хадиса, также он подкрепляется тем, что люди Шама совершали талкин с ранних веков». (Книга «аль-Азкар», 1/188)

 

Хафиз Ибн Хаджар говорит в книге «Талхисуль Хабир»: «Его цепочка является приемлемой, ее подкрепил имам Дияъ в книге «Ахкам», также его передал Абдульазиз в книге «аш-Шафи ва ар-Рави» от Абу Умамы Саид аль-Азди, про надежность этого передатчика он ничего не упомянул, но он подкреплён другими доводами. К этим доводам относится то, что передает Са’ид ибн Мансур от Рашид ибн Са’да и Дамра ибн Хабиба и других. Они сказали: «После того как над покойным приравняют землю и люди собирались покинуть его, они считали желательным говорить покойному у его могилы: «О Фулян, скажи: «Ля иляха иллаЛлагь», скажи : «Ашhаду ан ля иляha илла лаh», - они говорили так три раза. - Скажи: «Мой Господь - Аллах, моя религия - Ислам, мой Пророк - Мухаммад», - затем они уходили». (Книга «Тальхис аль-Хабир» 2/270)

 

Хафиз Абу Мансур Абдуллах ибн аль-Валид аль-Ханбали назвал этот хадис достоверным. А Хафиз Мунзири написал отдельную главу по поводу этого хадиса, где он собрал его разные риваяты (версии), которые подкрепляют этот хадис (Книга «Изах ва ат-Тавбйин лимасъалати ат-Талкин», стр. 170)

 

Хафиз Ибн Муляккин сказал: «Что касается цепочки этого хадиса, то я не вижу в ней проблему, его также упоминает Хафиз Абу Мансур в книге «Жами’у ад-ду’аи ас-сахих».

 

Хафиз ас-Сахави сказал: «Его подтвердил Дияъ в его книге «аль-Ахкам», а затем и наш шейх (то есть, Ибн Хаджар аль-Аскаляни) подтвердил о наличии у этого хадиса версий подкрепляющих его. Также Имам Ахмад отнес это деяние к ученым Шама, а Ибн аль-Арби к ученым Медины…». (аль-Макасиду аль-Хасана, стр. 265)

 

Мухаддис имам Исма’ил аль-Ажлуни в своей книге «Кашф аль хафаъ» говорит: «Этот хадис, в котором говорится о талкине покойного, его передает Табарани, его цепочка передатчиков является слабой, но это деяние совершали первые поколения людей Шама из числа саляфов и они передавали его (этот хадис), по этой причине талкин подсчитали желательным большинство ученых последователей имама Ахмада». Я же скажу, что наши ученые также придерживаются этого мнения». Затем он сказал: «Это предание подкрепил имам Дияъ в книге «Ахкам», а затем его подкрепил и Хафиз ибн Хаджар некоторыми другими версиями. Также имам Ахмад передал его от ученых  Шама[2], а Ибн Араби от ученых  Медины, некоторые же передали это от ученых Куртубы (город Кордова в Андалусии)…» (Книга «Кашф аль-Хафа, 1/316)

 

 Имам Абу Исхак ас-Сафар аль-Ханафи сказал: «Му’тазилиты утверждают, что талкин является необоснованным деянием, так как они не верят в воскрешение покойного в могиле, а хадис, в котором передается талкин для покойного, они относят к тому, кто находится при смерти. А Ахлю Сунна ва ль-Джамаа приводят этот хадис в его прямом значении (то есть для покойного)». (Талхису ль-адилляти ликаваиди ат-Тавхид)

 

Абу Бакр аль-Хаддад аль-Ханафи (умер в 800 г.х.) сказал: «Что касается  талкина в могиле, то он является признанным среди ученых Ахлю сунны ва ль-Джмаа, так как Всевышний Аллах воскрешает покойного в могиле».  (аль-Джавхарату ан-Наййира, 1/102)

 

Имам Камаль ибн аль-Хумам аль-Ханафи сказал: «Что касается талкина после смерти в могиле, то его относят к Ахлю сунне, а обратное мнение к му’тазилитам». (Фатх аль-Кадир, том 2 стр. 104)

 

Имам Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики сказал: «После того как покойного положат в могилу, является желательным прочитать на него талкин в тот же час, это является желательным, это деяние ученых Медины и других благородных и хороших людей». (аль-Масалик фи Шарх Муватта аль-Малик, том 3 стр. 520)

 

Имам аль-Куртуби сказал: «Наш шейх Абу ль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Куртуби говорил: «Является предпочтительным подсказать покойному, когда его положат в могилу, ответы (на вопросы могильного допроса) …» Это было принятым и у нас в Куртубе». (ат-Тазкира фи ахвали аль-мавта, стр. 343)

 

Имам Хафиз Ибн Дакик аль-Малики сказал: «Нет порицаемого в этом (талкине), передается, что это было деянием салафов». (Ма’ин аля фи’ли суннати ат-Талкин)

 

Шейх Мухибб ад-Дин ат-Табари аш-Шафии сказал: «Таликин совершался раньше и совершается по сей день, его совершали в присутствии тех имамов, за которыми следуют». (Шарх ат-Танбих)

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит: «Является желательным прочитать талкин совершеннолетнему умственно полноценному и даже умалишенному, который до этого был здоровым, и даже шахиду, после его полного погребения, так как об этом передается хадис, слабость этого хадиса подкрепляется другими доводами…» (Тухфатуль Мухтаж 3/207)

 

Имам ханбалитов в свое время Абу аль-Хаттаб Махфуз аль-Калвазани аль-Ханбали говорит: «Является желательным прочитать талкин после погребения покойного, как это передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах».  (аль-Хидая аля мазхаби аль- Имами Ахмад)

 

Хафиз Абу Мансур Абдуллах ибн Мухаммад аль-Ханбали говорит: «Имам Ахмад разрешил читать талкин для покойного… Он сказал: «Люди Шама совершали это». (Хафиз ибн аль- Мулаккин «аль-Бадруль Мунир» 3/355)

 

Шейх Ибн Таймия аль-Ханбали сказал: «По поводу талкина покойного после его погребения передается хадис по поводу которого имеются разногласия, но тем не менее этот поступок совершали люди Шама с первых веков, и они передали этот хадис, поэтому большинство ученых нашего мазхаба подсчитали это желательным». («Иктидау ас-сирати аль-мустаким» 2/179)

 

Шейх Ибн Кайим аль-Ханбали сказал: «Что касается талкина, его читают с ранних веков до наших дней, и если бы покойный не слышал этого и не получал от этого пользы, то не было бы в его чтении никакой пользы. О положении талкина спросили у имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах, и он подсчитал его поощряемым». («ар-Рух» стр. 13)

 

Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали сказал: «Что касается талкина после погребения покойного, его многие подсчитали желательным». («аль-Фуру’» том 3, стр. 383)

 

 

Заключение:

Исходя из вышесказанного нам становится ясным что чтение талкина является желательным во всех четырех мазхабах, и этому отдали предпочтение большинство ученых нашей уммы.

 

 

 

[1] То есть, упоминается имя самого человека и имя его матери

[2] Книга «аль-Мугни» 3/438 и книга «Тальхис аль-Хабир 2/271)